ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Шевченко Софья Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УКД 376.37

С. С. Шевченко

S. S. Shevchenko

Шевченко Софья Сергеевна, учитель-логопед, МБОУ «ООШ № 43», г. Новокузнецк, Россия.

Shevchenko Sofia Sergeevna, teacher speech therapist, School № 43, Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

THE USE OF CARTOONS IN THE FORMATION OF COHERENT MONOLOGUE SPEECH IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH III LEVEL

 

Аннотация. В данной статье отражены особенности связной монологической речи младших школьников с ОНР III уровня, указаны основные направления логопедической работы по формированию связной монологической речи с использованием мультфильмов, представлены рекомендации к подбору мультипликационных фильмов и проведению занятий с их использованием.

Annotation. This article reflects the features of coherent monological speech of younger schoolchildren with general speech underdevelopment of level III, indicates the main directions of speech therapy work on the formation of coherent monological speech using cartoons, provides recommendations for the selection of animated films and conducting classes using them.

Ключевые слова: связная монологическая речь, мультипликационные фильмы, общее недоразвитие речи III уровня.

Keywords: coherent monologue speech, animated films, general underdevelopment of speech of the III level.

 

Одной из главных задач речевого развития детей младшего школьного возраста является формирование у них связной монологической речи [1]. Каждый школьник должен уметь правильно и развернуто излагать свои мысли, составлять различные виды рассказов и пересказов.

У детей без речевых патологий связная речь формируется постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми [3]. При нормальном речевом развитии дети к младшему школьному возрасту овладевают связной монологической речью.

Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) III уровня имеют значительные трудности в овладении навыками монологической речи, что связано с задержкой формирования у них основных компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики [5]. Для детских высказываний характерны нарушения связности и последовательности, наличие смысловых пропусков и лексико-грамматических ошибок при построении предложений [2]. Именно поэтому к числу главных задач логопедической работы с такими детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для успешного обучения детей в школе.

Одним из эффективных средств формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня являются мультипликационные фильмы [4]. Хорошо подобранные мультипликационные фильмы обладают такими особенностями как: нравственность, информативность, яркость, образность, динамичность – что обеспечивает наибольший интерес у ребенка.

Теоретический и практический анализ проблемы, позволил нам:

  • выделить основные направления логопедической работы с использованием мультипликационных фильмов;
  • разработать рекомендации к подбору мультипликационных фильмов и проведению занятий с их использованием.

При подготовке к логопедическим занятиям, мы опирались на работы В. К. Воробьевой [2], В. П. Глухова [3], А. А. Гуськовой [4], Т. А. Ткаченко [5].

Работа по формированию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня осуществлялась на базе МБОУ «ООШ № 43» г. Новокузнецк.

Занятия с детьми проводились 1 раз в неделю.

Работа по формированию связной монологической речи с использованием мультипликационных фильмов велась по трем направлениям:

I. Формирование умений составления пересказа.

II. Формирование умений составления рассказа-описания.

III. Формирование умений составления повествовательного рассказа с элементами творчества.

Осуществляя работу по формированию связной монологической речи с использованием мультипликационных фильмов, мы придерживались определенной структуры занятия, состоящей из трех основных этапов:

  1. Подготовительный этап: знакомство с мультфильмом.
    Сообщается тема занятия и название мультфильма, по которому дети будут составлять рассказы. Далее осуществляется просмотр, или обсуждение раннее просмотренного детьми мультфильма. Школьники рассказывают о своих впечатлениях, проговаривают основную сюжетную линию мультфильма, главных и второстепенных героев, взаимодействия между ними. Часто беседа имеет проблемный характер и посвящается решению той или иной нравственной проблемы.
  2. Основной этап: построение связного монологического высказывания на материале сюжета мультфильма:
    – пересказ мультфильма или его фрагмента;
    – составление описательного рассказа;
    – составление повествовательного рассказа с элементами творчества.
  3. Заключительный этап: детские высказывания анализируются логопедом и детьми; в ходе беседы подводятся итог занятия.

На первых занятиях школьникам демонстрировался образец рассказа (пересказа). С помощью наводящих вопросов и стимулирующей помощи дети старались составить рассказ (пересказ) по образцу. На последующих занятиях по мере формирования связной монологической речи детям предлагалось составить рассказ (пересказ) коллективно, по цепочке или по очереди.

На занятиях по формированию умений составления пересказа предлагались следующие виды работы, расположенные по мере усложнения:

  1. Составление пересказа по серии кадров из мультфильма.
  2. Составление пересказа с опорой на один кадр из мультфильма.
  3. Пересказ без опоры на кадры из мультфильма (по памяти):
    –     краткий пересказ всего мультфильма;
    –     пересказ определенного фрагмента.
  4. Самостоятельное озвучивание детьми мультфильма (ребенок в роли автора комментирует беззвучный мультфильм или его фрагмент, пересказывая его).

При формировании умений составления рассказа-описания предлагались следующие виды работы:

  1. Описание пейзажа и местности, где происходят события (с опорой на кадр или серию кадров из мультфильма).
  2. Описание внешности героя и черт его характера с опорой на кадр или на серию кадров из мультфильма (после просмотра целого мультфильма или определенного фрагмента из него).

На занятиях по формированию умений составления повествовательных рассказов с элементами творчества, детям предлагались следующие виды работы:

  1. Придумывание последующих событий (дети просматривают фрагмент мультфильма, затем придумывают продолжение, составляя рассказ).
  2. Придумывание предшествующих событий (дети просматривают фрагмент мультфильма, затем придумывают события, которые могли бы предшествовать изображенным в мультфильме).
  3. Составление рассказа с изменением сюжета мультфильма (детям предлагается составить рассказ, изменяя часть сюжета мультфильма).
  4. Составление рассказа от лица героя мультфильма.

На основе анализа литературных источников и собственного опыта работы с детьми были созданы рекомендации к подбору мультипликационных фильмов и проведению занятий с их использованием:

  1. Мультфильмы должны иметь доступный детям сюжет, в котором четко прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников.
  2. Для логопедической работы наиболее подходящими являются отечественные мультфильмы советского периода («Петушок-золотой гребешок», «Мешок яблок», «Грибок-теремок», «Самый большой друг» и другие) так как:
    –     они являются наиболее простыми и понятными для восприятия;
    –     ярко прослеживается нравственная направленность мультипликационных фильмов
    –     внешний облик персонажей более реалистичный;
    –     речь сказочных героев четкая и правильная.
  3. При проведении занятий необходимо соблюдать требования к инди­видуально-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста:
    –     продолжительность мультфильмов для просмотра группой детей во время коррекционного занятия не должна превышать 10 минут;
    –     после просмотра мультфильма необходимо провести гимнастику для глаз.
  4. На занятиях по развитию связной речи детей отбор мультфильмов должен быть связан с прохождением программного материала и соответство­вать изучаемым лексическим темам.

После занятий с детьми, направленных на формирование связной монологической речи с использованием мультипликационных фильмов, для определения эффективности проведенной работы нами была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики показали, что школьники стали более активными и заинтересованными при составлении собственных высказываний. Рассказы детей отличались полнотой и связностью. Части рассказа были логически связаны между собой и имели правильную последовательность.

Таким образом, наша работа подтверждает эффективность использования мультипликационных фильмов при формировании связной монологической речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Список литературы

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для вузов и ссузов [Текст]. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – ISBN 978-5-7695-9603-2.
  2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие [Текст]. / В. К. Воробьева. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2013. – 218 с. – ISBN 978-5-17-034944-9.
  3. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. / В. П. Глухов. – Москва : Изд. В. Секачев, 2014. – 232 с. – ISBN 9785889233428.
  4. Гуськова, А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 -7 лет [Текст]. / А.А. Гуськова. – Москва: Сфера, 2017. – 176 с. – ISBN 9785994916162.
  5. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи : учебное пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст]. / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург : Ювента, 2007. – 24 с. – ISBN 460-2-60700-559-2.
PDF