ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1
30 марта 2023 г.
Авторы: Бретенкова Ирина Юрьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.42
И. Ю. Бретенкова
I. Y. Bretenkova
Бретенкова Ирина Юрьевна, учитель-олигофренопедагог, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.
Bretenkova Irina Yuryevna, teacher oligophrenopedagogue, MKOU «Special school No. 53», Novokuznetsk, Russia.
ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
EXPERIENCE IN DRAWING UP A SPECIAL INDIVIDUAL DEVELOPMENT PROGRAM
Аннотация. В статье представлен опыт работы по составлению специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Annotation. The article presents the experience of working with a special individual development program for students with moderate, severe or profound mental retardation, with severe and multiple developmental disabilities.
Ключевые слова: программа развития, умственная отсталость, нарушения развития, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное образование, ограниченные возможности здоровья, интеллектуальные нарушения.
Keywords: developmental program, mental retardation, developmental disorders, federal state educational standard, primary education, health limitations, intellectual disabilities.
На основании требований Приказов Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – Стандарты) организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее – СИПР), которая учитывает специфические образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В соответствии с требованиями Стандартов структура СИПР включает [3, 4]:
I. Общие сведения о ребенке.
II. Характеристика ребенка.
III. Индивидуальный учебный план (Далее - ИУП).
IV. Содержание образования в условиях организации и семьи.
V. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VII. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи.
VIII. Перечень необходимых технических и дидактических материалов.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Раскроем структурные компоненты СИПР.
I. Общие сведения о ребенке включают персональные данные ребенка и его родителей [1].
II. Характеристика составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития, обучающегося и определения зоны его ближайшего развития [1]. Характеристика включает в себя:
- Год обучения ребенка в школе.
- Социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение семьи к ребенку; запрос семьи к специалистам школы; определение направлений работы с семьей).
- Физическое развитие (особенности общей моторики; особенности позиционирования обучающегося; особенности мелкой моторики).
- Особенности эмоциональной сферы.
- Особенности поведения.
- Познавательное и речевое развитие (особенности восприятия; особенности зрительного, слухового, тактильного восприятия; особенности речевого развития).
- Взаимодействие со взрослыми и сверстниками (особенности контакта со взрослыми и сверстниками в учебной, свободной, игровой деятельности)
- Сформированность навыков самообслуживания.
- Сформированность бытовой деятельности.
- Сформированность доступной трудовой деятельности.
- Потребность в уходе. Необходимый объем помощи со стороны окружающих. Особенности развивающего ухода.
- Потребность в присмотре.
- Выводы по итогам оценки- нагрузка/режим посещения школы, интенсивность занятий, нахождение в группе сверстников (индивидуальная работа), приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период.
III. ИУП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (коррекционно-развивающую область и внеурочную деятельность) [1, 2, 3]. ИУП составляется на основании учебного плана образовательного учреждения (далее – ОУ), заключения Психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и результатов первичного обследования обучающегося и обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандартов (определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки), состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения), включает предметные области в зависимости от варианта Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) [1].
IV. Содержание образования в условиях организации и семьи включает в себя:
- Сформированность базовых учебных действий (далее – БУД) отслеживается в соответствием с Программой формирования базовых учебных действий, которая содержит: задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; Формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия [2, 3].
- Возможные предметные результаты освоения АООП отслеживается на основе предметных результатов АООПМКОУ «Специальная школа 53» методом экспертной группы.
- Возможные личностные результаты освоения АООП включают: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [2, 3].
- Реализация Программы нравственного развития в МКОУ «Специальная школа 53» направлена на обеспечение нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организаций, семьи и других институтов общества [2, 3].
Направления нравственного развития: осмысление ценности жизни (своей и окружающих); отношение к себе и к другим, как к самоценности, воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще; осмысление свободы и ответственности; укрепление веры и доверия; взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения; ценностное отношение к прекрасному (представления об эстетических идеалах)[2, 3].
Программа реализуется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. - Содержание Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется на уроках по предметам: «Человек», «Домоводство», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Адаптивная физкультура», в также в ходе коррекционных занятий и во внеурочной деятельности.
- Реализация Программы внеурочной деятельности [1] представлена планом проведения мероприятий, ключевых общешкольных дел в соответствии с календарным планом воспитательной работы, представленном в рабочей программе воспитания.
V. Условия реализации потребности в уходе и присмотре представлены в виде таблицы с указанием временных промежутков и режимных моментов, ответственных лиц [1].
VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР представлен в виде списка учебных предметов и коррекционных курсов, внеурочной деятельности и данных специалиста.
VII. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи. Основной задачей Программы сотрудничества является участие родителей в разработке и реализации СИПР, данная программа направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий.
VIII. Перечень необходимых технических и дидактических материалов [1]. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности должно удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся и соответствовать содержанию учебных предметов и коррекционных курсов АООП. Включает в себя: организацию пространства; организацию учебного места обучающихся; технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию; специальные учебники и дидактические материалы.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
При проведении текущей и промежуточной аттестации экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения, и позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций [2, 3].
Список литературы
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/ (дата обращения : 30.01.2023).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения : 30.01.2023).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/ (дата обращения : 30.01.2023).