ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Терещук Ирина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37

И. Н. Терещук

I. N. Tereschuk

Терещук Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 112 с уии», г. Новокузнецк, Россия.

Tereschuk Irina Nikolaevna, primary school teacher, MAOU «Secondary school No. 112 with uii», Novokuznetsk, Russia.

 

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DIGITAL COMPETENCE OF A TEACHER AS ONE OF THE NECESSARY CONDITIONS FOR THE PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. Проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в образовательной системе согласно ФГОС. Что общего и чем отличаются проекты от исследовательской деятельности? Успешность исследовательских работ и проектов зависит от множества факторов, в том числе и от уровня развития цифровых компетенций педагога.

Annotation. Project and research activities occupy a special place in the educational system according to the Federal State Educational Standard. What do projects have in common and how do they differ from research activities? The success of research works and projects depends on many factors, including the level of development of digital competencies of the teacher.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, цифровые компетенции педагога.

Keywords: project activity, educational and research activity, digital competencies of a teacher.

 

В современных ФГОС особая роль отводится проектной и исследовательской деятельности. С каждым годом эта деятельность набирает обороты и становится системной. В своей работе, постоянно практиковала исследовательскую деятельность, со своими учениками. Когда в образовании стала появляться проектная деятельность, сначала была в лёгком замешательстве, как же их различить. Попробуем разобраться.

Какими общими чертами обладают проектная и исследовательская деятельность? Прежде всего, они имеют конкретную практическую ценность.

Общее в структуре: анализ актуальности проекта или проводимого исследования, целеполагание, формулировка задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование, проведение проектных работ или исследования, оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования, презентация результатов.

Итоги: интеллектуальное, личностное развитие, рост компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Однако, важно разделять эти виды деятельности. В чем же заключается различие между проектной и исследовательской деятельностью?

Проектная деятельность ориентирована на получение конкретного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками.

В исследовательской деятельности, на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы. Формулируется проблема исследования, выдвигается гипотеза, которая опровергается или подтверждается.

Каковы особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе?

Она направлена на развитие метапредметных умений.

Главная особенность – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска.

Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Формы организации: индивидуальная и групповая в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Основные результаты: сформированные умения наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации; слушать и слышать собеседника; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; проявлять самостоятельность в обучении; защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны [2, с. 38]. То есть учебное исследование основано на принципах научного поиска и его результатом становится новое для ученика знание, а проектная деятельность направлена на развитие навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

В чем заключается роль учителя в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся? Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским сопровождением. В его функцию входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации.

Развивая собственные цифровые компетенции и внедряя цифровые решения в учебный процесс, учитель погружает школьников в условия цифровой образовательной среды.

В помощь педагогу для педагогического моделирования условий организации проектной и исследовательской деятельности школьников существует множество цифровых решений. Вопросы коммуникации в проектной и исследовательской деятельности школьников носит многоуровневый характер. Участникам необходимо использовать несколько каналов коммуникации для решения различного рода задач: оперативный обмен быстрыми сообщениями, организация опросов, обмен мнениями, совместная удаленная работа над одним документом и т. д. [1, с. 51]. Оперативный обмен быстрыми сообщениями используется, когда необходимо срочно получить короткий ответ на вопрос по текущему состоянию работ, уточнить какие-либо данные, оповестить членов команды о встречах и прочее. Для быстрого обмена короткими текстовыми, звуковыми или видеосообщениями достаточным будет функционал мессенджеров, например, WhatsApp, Telegram, Viber. Помимо сообщений в мессенджерах можно обмениваться различными ссылками и документами. Видеоконференции в организации проектной и исследовательской деятельности школьников играют роль инструмента имитации личных встреч. Сервисы видеоконференций представляют собой платформенные решения, которые позволяют не только увидеть и услышать всех членов команды в формате реального времени, но и произвести запись встречи, запланировать видеоконференцию или начать в текущий момент, организовать демонстрацию обсуждаемых документов, провести мини опрос, организовать работу нескольких команд одновременно. Примерами могут быть Zoom, Skyp, Сферум. Современные сервисы онлайн-опросов, например, Google Форм, Kahoot, Survey Monkey, Simpoll, Online Test Pad содержат достаточное количество разнообразных типов вопросов, функции загрузки изображений и видео, предоставляют возможность осуществлять анализ статистики ответов. Сервисы совместной работы над документами позволяют подключать пользователей сети через адрес электронной почты или регистрационные данные в роли читателя, комментатора или редактора. В некоторых сервисах есть функции отслеживания вносимых изменений по хронологическим параметрам и возврата к предыдущим версиям документов. Публикацию и продвижение продуктов проектной и исследовательской деятельности целесообразно осуществлять через социальные сети. Там можно организовать закрытые и открытые сообщества, вести новостной блог, получать обратную связь.

Итак, мы видим, что современный педагог должен ориентироваться в среде цифрового Интернета, уметь искать новые знания и формы данных, сочетать и влиять на работу с ними.

Список литературы

  1. Демидова, Е. А. Развитие цифровой грамотности педагогов в процессе формирования их методических компетенций [Текст]. / Е. А. Демидова // Интерактивное образование, 2020. – № 3-4. – С. 49-54.
  2. Кузнецова, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как личностно ориентированная технология обучения [Текст]. / Т. В. Кузнецова, С. И. Поздеева // Современные технологии начального образования : материалы всероссийской заочной научной конференции: в 2 частях, Барнаул, 18 февраля 2010 года / Министерство образования и науки РФ, Алтайская государственная педагогическая академия. – Барнаул : Алтайская государственная педагогическая академия, 2010. – С. 37-39.
PDF