АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Мирзаахмедов Мухаммадбобур Каримбердиевич , Ибайдуллаев Мамасодиқ Сохадуллаевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 370.12:681.142.37

М. К. Мирзаахмедов, М. С. Ибайдуллаев

M. K. Mirzaaxmedov, M. S. Ibaydullayev

Мирзаахмедов Мухаммадбобур Каримбердиевич, докторант, Андижанский государственный университет, г. Мархамат, Узбекистан.
Ибайдуллаев Мамасодиқ Сохадуллаевич, преподаватель, Педагогический институт Андижанского государственного университета, г. Андижан, Узбекистан.

Mirzaaxmedov Muxammadbobur Karimberdiyevich, PhD student, Andijan State University, Markhamat, Uzbekistan.
Ibaydullayev Mamasodiq Soxadullayevich, teacher, Pedagogical Institute of Andijan State University, Andijan, Uzbekistan.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

THE RELEVANCE OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION SYSTEM

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы образования с использованием цифровых технологий как важное направление подготовки специалистов. Подробно анализируются все преимущества и недостатки современной цифровизации образовательного процесса подготовки и переподготовки специалистов. Существует два основных подхода к цифровой экономике: классический подход, основанный на цифровых технологиях, и расширенный подход, т.е. экономическое производство с использованием цифровых технологий. Он отражает особенности образовательного процесса, основанного на широком использовании интерактивных и проблемных методов обучения, позволяющих студентам и специалистам разного уровня приобретать навыки анализа цифровых данных, используемые для принятия эффективных управленческих решений. Рассмотрены различные ресурсы, используемые для повышения качества образовательных процессов: учебные, кадровые, функционально-технические, и основные требования к ним в современном образовании. Описаны меры по расширению и углублению использования цифровой экономики в образовании и других сферах профессиональной деятельности.

Annotation. The article deals with the actual problem of improving the education system using digital technologies as an important area of training. All the advantages and disadvantages of modern digitalization of the educational process of training and retraining of specialists are analyzed in detail. There are two main approaches to the digital economy: the classical approach based on digital technologies and the extended approach, i.e. economic production using digital technologies. It reflects the features of the educational process based on the widespread use of interactive and problem-based teaching methods that allow students and specialists of various levels to acquire digital data analysis skills used to make effective management decisions. Various resources used to improve the quality of educational processes are considered: educational, personnel, functional and technical, and the basic requirements for them in modern education. Measures to expand and deepen the use of the digital economy in education and other areas of professional activity are described.

Ключевые слова: цифровые технологии, онлайн-образование, современные технологии, подготовка кадров, технические средства, медиаобразование.

Keywords: digital technologies, online education, modern technologies, personnel training, technical means, media education.

 

Введение. Сегодня сложно представить образование без цифровых инструментов подготовки высококвалифицированных кадров. Мы сами используем современные цифровые технологии в учебном процессе и помогаем нашим студентам понять и освоить инструменты оцифровки для оптимизации этих процессов с помощью опытных специалистов, эта цифровая технология ускоряет дистанционную работу со студентами и повышает продуктивность преподавательского состава. Как известно, принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года № ПП-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». Одной из основных задач дальнейшего развития цифровой экономики и электронного правительства является широкое использование цифровых технологий во всех сферах системы образования и повышение уровня цифровых знаний специалистов для современной экономики, развитие образовательной инфраструктуры и реализация проекта «Пять инициатив», по обучению цифровым знаниям во всех уголках республики до 2022 года.

Система непрерывного образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, на основе согласованности образовательных программ разных уровней и включает следующие виды образования:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • среднее специальное, профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • повышение квалификации кадров и их переподготовка;
  • внешкольное образование.

Согласно стратегии комплексной реализации цифровой экономики до 2030 года, следует отметить, что цифровизация неуклонно проникает во все сферы деятельности бизнеса и становится неотъемлемой частью медиаландшафта с учетом запросов отдельных граждан и широкой распространение производства. Данная сфера позволяет осуществлять сотрудничество и согласование интересов всех стран. В условиях меняющихся образовательных процессов цифровая экономика широко и последовательно внедряется всеми заинтересованными сторонами, включая соответствующие исследования и проекты.

Анализ литературы. Как указывал Дэвид Бромвич, обучение – это не только искусство передачи фактов, но и искусство интеллектуального исследования, которое требует личного взаимодействия с учащимся [1].

Нельзя не согласиться с тезисом Йохана Виссема о том, что электронное обучение является «прорывной инновацией, которая неизбежно отсеет неэффективные образовательные учреждения, после чего относительно немногие из победивших вузов получат выгоду от этой новой технологии» [3].

Известно, что Майкл Поланьи делит знания на две категории: явные (устные) знания, которые могут передаваться от одного человека к другому с помощью системы кодов, и неявные знания, которые неотделимы от человека, но могут быть переданы другому [2].

Основная часть

Цифровизация образовательной среды может осуществляться в различных формах:

  • перевод в электронную среду существующих учебных материалов, в том числе лекций, презентаций, учебников, заданий для самостоятельной работы и средств управления знаниями;
  • создание интерактивной электронной среды для взаимодействия педагога и ребенка-ученика, в том числе создание электронных классов для педагогов, проведение вебинаров, дискуссионных форумов и т.п.;
  • создание новых видов учебных пособий: электронные учебники, электронные задачники, видеолекции, базы электронных заданий, компьютерные игры;
  • создание принципиально новых форм обучения с использованием возможностей электронной среды – расширение спектра воображаемой передачи информации, моделирование различных ситуаций при проведении ролевых игр, моделирование соревновательных игр и т.д.;
  • применение возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе.

Сегодня большинство образовательных организаций реализуют начальную форму цифровизации образования. Он позволяет облегчить доступ обучающихся к учебным материалам, снизить не имеющую социальной значимости учебную нагрузку, облегчить контроль над учебной дисциплиной и содержанием учебного процесса. Кроме того, этот процесс позволяет значительно расширить возможности дистанционного управления. Однако, следуя этой тенденции, рано или поздно кто-то может потерять свое место в системе образования (на рынке образовательных услуг) [4].

Использование платформ ZOOM и MOODLE в цифровом образовании и работа с другими платформами дистанционного образования открывает широкие возможности и избавляет многих педагогических работников от бумажной волокиты. Естественно, есть и задания для учебников и рабочих тетрадей. Подготовка к уроку всегда занимает много времени, независимо от того, проводится ли он очно или дистанционно. Дистанционное обучение – это новая захватывающая разработка во всех учебных заведениях. Могут предоставлять дополнительные услуги в виде самостоятельных занятий и видов кураторства, не заменяя полностью традиционное обучение [5].

Преимущества оцифровки

  • Обучение самостоятельному обучению.
  • Избавьтесь от бумажной волокиты.
  • Упрощение работы учителей.
  • Шаг в будущее.

Недостатки цифрового (онлайн) образования

  • Риск отрицательного исхода.
  • Потеря творчества.
  • Снижение умственной активности.
  • Низкая социализация.
  • Абсолютный контроль.

Результаты

На основе проведенных анализов и современной реализации цифровой экономики в сфере образования с учетом проблем, задач по их эффективному решению в нашей стране был определен перечень:

  • использование комплексного подхода к созданию и развитию образовательной среды;
  • динамическая последовательность учебных процессов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся создание и разработка алгоритмов сопоставления и обучающих материалов;
  • безопасный доступ к источнику знаний любого заинтересованного лица, независимо от территориальной принадлежности и удаленности обеспечить доступ;
  • эффективнее научно-педагогического потенциала страны с учетом ее непрерывного развития использовать;
  • с помощью последовательного перехода к цифровизации образовательных услуг на основе специальных технологий;
  • последовательное расширение контингента студентов, изучающих узбекский язык, в другие страны.

Заключение

Таким образом, использование системы цифрового образования служит основой для того, чтобы студенты стали членами целевой аудитории для вхождения в цифровое общество в будущем. Это, безусловно, ведет к повышению конкурентоспособности дошкольной образовательной организации и школы на образовательном рынке, созданию добавленной стоимости и привлечению детей. Во-вторых, подстраивает образовательный процесс под мировой стандарт. В таких условиях формирование личности принципиально отличается от прежних традиционных методов, что требует разработки качественно новой модели его реализации в условиях интеграции дошкольного начального образования в глобализированное информационное пространство, совершенно новых методов, необходимых и подходящих для современных условиях, требует формирования методических работ, которые собраны в любом случае правильное использование современных педагогических цифровых технологий гарантирует достижения детей обучающегося возраста и их успешную учебу в старших классах.

Список литературы

  1. Bromwich, D. Trapped in the Virtual Classroom. The New York Review of Books. 2015. Page 100.
  2. Polanyi, M. The Tacit Dimension. Garden City / M.Polanyi. – New York: Doubleday. 1996. Page 29.
  3. Виссема, Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период [Текст]. / Й. Виссема. – М. : Олимп-Бизнес, 2016. – 20 c.
  4. Xalikova, U. M. RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR ASOSIDA MAKTABGACHA VA BOSHLANG’ICH TA’LIMNING INTEGRATSIYASINI TA’MINLASH. SCIENTIFIC PROGRESS. VOLUME 2 ǀ ISSUE 4 ǀ 2021 ISSN: 2181-1601
  5. Arsenieva, N. Development of digital educational environment in higher education. / N. Arsenieva, L. Putyatina, L. Uglova. – SHS Web of Conferences 106, 03002 (2021).
PDF