ОНЛАЙН-ДОСКИ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Глазырина Марина Валерьевна , Лимонова Ирина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 004.912

М. В. Глазырина, И. А. Лимонова

M. V. Glazyrina, I. A. Limonova

Глазырина Марина Валерьевна, преподаватель, кафедра математики и информатики, ГБПОУ Иркутской области Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск, Россия.
Лимонова Ирина Александровна, преподаватель, кафедра математики и информатики, ГБПОУ Иркутской области Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск, Россия.

Glazyrina Marina Valeryevna, Lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, State Budgetary Professional Educational Institution of the Irkutsk Region Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, Irkutsk, Russia.
Limonova Irina Aleksandrovna, Lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, State Budgetary Professional Educational Institution of the Irkutsk region Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, Irkutsk, Russia.

 

ОНЛАЙН-ДОСКИ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ONLINE WHITEBOARDS AS A MEANS OF VISUALIZATION AND ORGANIZATION OF STUDENTS' COLLECTIVE WORK

 

Аннотация. Цель данной статьи представить возможности работы с онлайн-досками во время учебного процесса. Даётся обоснование использование таких ресурсов в рамках становления и развития цифрового образовательного процесса.

Annotation. The purpose of this article is to present the possibilities of working with online whiteboards during the educational process. The rationale for the use of such resources in the framework of the formation and development of the digital educational process is given.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровая экономика, цифровое поколение, цифровая технология, интерактивные формы и методы обучения, онлайн-доска, виртуальная доска.

Keywords: digital transformation of education, digital economy, digital generation, digital technology, interactive forms and methods of teaching, online whiteboard, virtual whiteboard, Miro, Google Jamboard, Padlet.

 

14 июля 2021 года на сайте Министерства науки и высшего образования появился документ «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [3], а 15 июля 2021г. на сайте Министерства просвещения Российской Федерации был опубликован Паспорт стратегии цифровой трансформации образования [4], что свидетельствует о том, что процесс цифровизации общества, цифровизации образования продолжается и развивается [1]. В рамках этого, образовательный процесс на любой ступени образования приобретает форму цифрового образовательного процесса. Невозможно представить сейчас школу или колледж, или ВУЗ без новых цифровых технологий и современных цифровых устройств.

Таким образом, факторами становления и развития цифрового образовательного процесса являются:

  • цифровая экономика [6];
  • цифровые технологии;
  • цифровая школа;
  • цифровое поколение.

Опираясь на эти факторы, можно говорить о том, что обучающиеся цифровой школы [5] – это поколение людей, которые с рождения используют цифровые технологии в быту, они не представляют свою жизнь, в том числе и в школе. Колледже или в ВУЗе без гаджетов (так называемое, поколение Z) [7]. Предполагается, что у таких обучающихся развито наглядно-образное мышление, для них эффективнее использовать активные и интерактивные формы обучения. Образовательный процесс для них направлен на повышение степени структурирования учебной деятельности, на их самостоятельную деятельность, при этом учебные образовательные курсы претерпевают сокращение.

Роль педагога в такой цифровой образовательной среде тоже изменяется. Педагог выступает в роли куратора онлайн-платформ, посредником между виртуальным и реальным миром, инструктором по веб-ресурсам, пользователь цифровых средств обучения, разработчик образовательных ресурсов (средств, сред).

Рассматривая современные цифровые роли обучающегося и педагога, целесообразно использовать в цифровом образовательном процессе – онлайн-доски или виртуальные доски.

Виртуальные доски – это инструмент для совместной работы обучающихся и преподавателя, позволяющий объединить мультимедийный контент в интерактивный формат. Онлайн-доски могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма [2].

Виртуальная доска (онлайн-доска) – это сервис, который дает возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю – прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов. Таким образом, на доске можно расположить любой материал в электронной форме. При этом данный материал сохраняется и в любой момент дальнейшего учебного процесса к нему можно вернуться.

Таких виртуальных досок в пространствах интернета – огромное множество: Miro, Белая доска Фокс, Conceptboard, Twiddla, Groupboard, Ziteboard, Limnu, Scribblar, Google Jamboard, Eldoska, Sboard, Padlet. Здесь перечислены только несколько из этого множества [2].

Каждая из представленных на экране досок позволяет:

  • возможность выбора дизайна виртуальной доски;
  • возможность организации коллективной деятельности в режиме реального времени и работы с визуальным контентом;
  • возможность размещения материалов как с любого носителя, так и из сети Интернет (фото-, видео-, аудиофайлы).

Некоторые из них имеют русскоязычную версию, некоторые, к сожалению, представлены только на английском языке.

Самое главное, чтобы все участники мозгового штурма или любой другой совместной работы были зарегистрированы на этих сервисах, большинство поддерживают регистрацию через google-аккаунт.

Каждая имеет ряд преимуществ и недостатков, каждый пользователь (преподаватель) для себя выбирает ту, которая удобнее в использовании именно для него при реализации поставленной цели и задач.

В своей статье, мы хотели бы остановиться на трёх досках, рассказать о их возможностях, продемонстрировать опыт работы с ними: Miro, Google Jamboard, Padlet. Мы используем их в своей работе не только со студентами, но и с преподавателями.

Структура таких досок различная, но все они содержат как бесплатные шаблоны, так и существует возможность платных шаблонов. Инструменты каждой из представленных досок аналогичны. Доски Google Jamboard и Padlet имеют русский перевод всех элементов, доска Miro – полностью англоязычная. Возможности виртуальных досок почти одинаковые, отличаются они друг от друга только формой представления доски. На каждую доску обучающиеся попадают по ссылке, которую отправляет им преподаватель (автор, создатель доски). После того, как обучающиеся переходят по ссылке, преподавателю необходимо добавить студента на доску, как пользователя с возможностью её редактирования. Можно настроить роль студенту только для просмотра или для редактирования.

Доска Google Jamboard (рис. 1) – это интерактивная онлайн-доска, позволяющая дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. В ней можно совместно с коллегами или обучающимися создавать контент, печатать, писать и редактировать тексты, рисовать, загружать изображения и работать на этих изображениях. Доска имеет несколько слайдов [2].

Доска Miro (рис. 2) – частично платная, имеет возможность вставки на доску дополнительных объектов, неограниченное пространство доски позволяет размещать целые темы, курсы по изучаемой дисциплине. Miro предоставляет пользователям выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм [2].

Padlet (рис. 3, рис. 4) – отличается от двух предыдущих тем, что у неё нет отдельной панели инструментов, можно выбрать различное представление доски и затем добавлять различные элементы на нее. Очень удобна, например, для представления результатов исследования, проектов, ответов на вопросы [2].

Рассмотренные в статье виртуальные доски можно использовать как во время дистанционного обучения, так и при организации очного обучения в аудитории. Использовать можно, как совместно с обучающимися, так и с преподавателями. Самое главное, формировать структуру доски, с учётом поставленных целей и задач мероприятия, занятия или урока. Используя такие доски во время учебного процесса в колледже, мы заметили интерес студентов при использовании данных сервисов. Студенты отделений Информационных технологий в образовании, Преподавание в начальных классах нашего колледжа с удовольствием используют данные ресурсы при выполнении самостоятельных заданий.

Список литературы

  1. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст]. / Б. С. Гершунский. – Москва : Педагогика, 2000. – 264 с.
  2. Образцов, Э. 10 лучших онлайн-досок с возможностью совместной работы в реальном времени [Электронный ресурс]. / Э. Образцов. – URL : https://pedsovet.org/article/10-lucsih-onlajn-dosok-s-vozmoznostu-sovmestnoj-raboty-v-realnom-vremeni (дата обращения : 29.01.2023).
  3. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – URL : https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 29.01.2023).
  4. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс], сайт Министерства просвещения Российской Федерации. – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: 29.01.2023).
  5. Управление цифровой школой [Электронный ресурс], URL : https://цифроваяшкола.рф/moduli-cifrovoj-shkoly/ypravlenie-shkoloe-7 (дата обращения : 29.01.2023).
  6. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL : https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения : 29.01.2023).
  7. Цифровое поколение: кто такие «Дети поколения Z?» [Электронный ресурс]. – URL : https://umnazia.ru/blog/all-articles/cifrovoe-pokolenie-kto-takie-deti-pokolenija-z (дата обращения : 29.01.2023).
PDF