ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Позднякова Елена Валерьевна , Малышенко Галина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.1

Г. А. Малышенко, научный руководитель: Е. В. Позднякова

G. A. Malyshenko, scientific supervisor: E. V. Pozdnyakova

Малышенко Галина Александровна, студент 5 курса ФИМЭ, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Научный руководитель: Позднякова Елена Валерьевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Malyshenko Galina Aleksandrovna, 5th year student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Scientific supervisor: Pozdnyakova Elena Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

DIAGNOSTIC TASKS FOR ASSESSING THE MATHEMATICAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема оценивания математической грамотности обучающихся основной школы и определение уровней ее развития. В качестве основного средства диагностики предлагается метапредметное задание, составленное из серии разноуровневых практико-ориентированных задач, объединенных общим сюжетом. Приведен пример такой задачи и критерии ее оценивания для учеников 9 класса.

Annotation. The article actualizes the problem of assessing the mathematical literacy of primary school students and determining the levels of its formation. As the main diagnostic tool, a meta-subject task is proposed, composed of a series of multi-level practice-oriented tasks united by a common plot. An example of such a task and its evaluation criteria for 9th grade students are given.

Ключевые слова: практико-ориентированная задача, метапредметное задание, уровни сформированности математической грамотности.

Keywords: practice-oriented task, meta-subject task, levels of mathematical literacy formation.

 

В настоящее время важнейшим ориентиром развития российского образования в школе является формирование функциональной грамотности, одним из структурных компонентов которой является математическая грамотность (МГ) – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Содержание и структура математической грамотности, различные аспекты ее формирования у обучающихся разных возрастных групп активно исследуются педагогами и методистами и представлены, например, в работах [1, 2, 4] и др. В исследовании Н. В. Дударевой, Е. А. Утюмовой определены компоненты математической грамотности (когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный), на основе которых определяются уровни ее сформированности [2]. Концепция математической грамотности в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) выделяет категорию и контекст задания, а также мыслительную деятельность, необходимую для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для ее решения (рис. 1).

Проведенный анализ методических и педагогических исследований позволил установить, что основным средством формирования и диагностики математической грамотности являются контекстные, практико-ориентированные, метапредметные задания. Так, в работе [3] представлена модель проектирования метапредметного задания в контексте предметного содержания математики, предлагается методика оценивания ключевых универсальных учебных действий, лежащих в основе математической грамотности. Заметим, что в настоящее время нет единой точки зрения на характеристику уровней сформированности математической грамотности. Так в исследовании PISA представлено 6 уровней; в исследовании [2] – 4 уровня: критический, репродуктивно-алгоритмический, конструктивно-технологический, продуктивный. О. В. Тумашева и О. В. Берсенева соотносят этапы развития математической грамотности с достигаемыми метапредметными результатами, выделяя 5 уровней: узнавания и понимания, понимания и применения, анализа и синтеза, оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания, оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания [5].

Определяя метапредметное задание как основное средство формирования и диагностики математической грамотности, мы проектируем диагностическое задание, составленное из серии разноуровневых практико-ориентированных задач, объединенных общим сюжетом, успешное выполнение которых определяет уровень развития математической грамотности школьника (табл. 1).

Приведем пример задачи из спроектированного диагностического задания для учащихся 9 класса «В реальных условиях», который соответствует творческому уровню развития математической грамотности (табл. 2).

Критерии оценивания данной задачи приведены в таблице 3.

В разработанном диагностическом задании представлены задачи всех выделенных уровней развития математической грамотности, разработаны критерии оценивания выполнения этих задач, что позволит определить уровень сформированности математической грамотности, и, при необходимости, соотнести его с оценкой (отметкой) в традиционной пятибалльной системе оценивания.

Список литературы

  1. Денищева, Л. О. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников [Текст]. / Л. О. Денищева, Н. В. Савинцева, И. С. Сафуанов, А. В. Ушаков, В. А. Чугунов, Ю. А. Семеняченко // Science for Education Today, 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 113-135.
  2. Дударева, Н. В. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике [Текст]. / Н. В. Дударева, Е. А. Утюмова. // Педагогическое образование в России, 2021. – № 4. – С. 14-25.
  3. Позднякова, Е. В. Метапредметные задания как средство развития универсальных учебных действий поколения Альфа в процессе математической подготовки в 5–9 классах [Текст]. / Е. В. Позднякова, Г. А. Малышенко // Наука и школа, 2022. – № 6. – С. 216-231. – DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-216-231.
  4. Рослова, Л. О. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности [Текст]. / Л. О. Рослова, К. А. Краснянская, Е. С. Квитко // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 58-79.
  5. Тумашева, О. В. Формирование функциональной грамотности в процессе обучения математике: в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. / О. В. Тумашева, О. В. Берсенева. – URL : http://www.kspu.ru/page-39950.html (дата обращения : 31.01.2023).
PDF