КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Коннова Ольга Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.011.33

О. В. Коннова

O. V. Konnova

Коннова Ольга Викторовна, методист, МАУ ДО ДДЮТЭ, г. Киселёвск, Россия.

Konnova Olga Viktorovna, methodologist, MAU DO DDUTE, Kiselevsk, Russia.

 

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

CONVERGENT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF LOCAL HISTORY EDUCATION OF STUDENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN THROUGH LOCAL HISTORY ACTIVITY

 

Аннотация. Статья посвящена реализации конвергентного подхода при осуществлении краеведческого воспитания обучающихся через краеведческую деятельность. В статье приводятся примеры некоторых заданий, способствующих осуществлению краеведческого воспитания обучающихся. Рассматриваются параметры и критерии оценки формирования краеведческого воспитания обучающихся через краеведческую деятельность.

Annotation. The article is devoted to the implementation of a convergent approach in the implementation of local history education of students through local history activity. The article provides examples of some tasks that contribute to the implementation of local history education of students. The parameters and criteria for assessing the formation of local history education of students through local history activities are considered.

Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, краеведческое воспитание, интеграция знаний, конвергентный подход, междисциплинарная деятельность.

Keywords: local history, local history activity, local history education, integration of knowledge, convergent approach, interdisciplinary activity.

 

Краеведение относится к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которого практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решить средствами краеведения и туризма, без которого осуществлять краеведческое образование нецелесообразно.

В настоящее время следует усилить воспитательную составляющую, входящую в содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, основой которых являются духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции [3, с. 16].

В настоящее время актуален вопрос по вовлечению обучающихся в туристско-краеведческую деятельность с целью изучения малой Родины и России в целом. Активизировать работу в данном направлении возможно при организации экскурсионных маршрутов, экспедиций, проектов, учебно-исследовательских конференций и других форм работы. Для эффективности усвоения изучаемого краеведческого материала при подготовке к проведению мероприятий важно интегрировать между собой различные области знаний [3, с. 12-13].

Интеграция позволяет создать предпосылки к реализации конвергентного подхода [2].

Конвергентный подход – создание образовательных сред нового «конвергентного» типа, в которых взаимно объединяются естественнонаучные и гуманитарные технологии, что позволяет обеспечить другой тип деятельности и результата (метарезультат, «сквозной̆» результат) [4, с. 13, 18].

Считаем, что для реализации конвергентного подхода при реализации краеведческого воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей актуален вопрос по пересмотру содержания краеведческой деятельности в соответствии с основными задачами и ключевыми направлениями развития туристско-краеведческой сферы деятельности включающими интеграцию с другими направленностями, интеграцию с общим образованием, воспитательную работу, междисциплинарность, проведение экспедиций, повышение уровня профессионального мастерства педагогов. В результате чего возможно привлечь большее количество детей, занимающихся в параллельных сферах дополнительного образования с целью изучения и исследования родного края [5, с. 8-10].

Для осуществления конвергентного подхода в учреждениях дополнительного образования детей считаем важной мысль о том, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности необходимо создавать условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации различных профильных форм работы: походов, экспедиций, слетов, профильных смен, конференций, фестивалей и других форм работы. Необходимо обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геология, культурология, литература, история, экология и др.), содействовать социализации обучающихся [3, с. 12, 13].

Рассмотрим некоторые задания, способствующие осуществлению краеведческого воспитания обучающихся на примере реализации городского краеведческого исследовательского проекта «Край, в котором я живу!» Организация проекта посвящена 80-летию образования Кемеровской области и проводится с целью воспитания у обучающихся любви к родному краю, Родине, чувств уважения к представителям своего народа.

Проект включает в своё содержание 3 номинации. При составлении заданий использовался конвергентный подход.

В первую номинацию принимались творческие работы, представляющие собой видео или слайд-фильмы о мастерах, профессионалах своего дела, живущих в родном городе, отображающие творческие, интеллектуальные или другие занятия, хобби киселевчан. Участники рассказывали в фильмах о своём личном творчестве и увлечениях и представляли материалы об умельцах-своих земляках. 

Для участия в следующей номинации требовалось составить литературные работы: поэзия, сказка, эссе, рассказывающие истории из жизни известных земляков, о людях труда, о героический подвигах жителей города в годы Великой Отечественной войны, о реликвиях семьи, о любимых занятиях, хобби, увлечениях, праздниках, традициях киселевчан.

В ходе работы по подготовке к участию в номинациях обучающиеся проводили краеведческие мини-исследования через краеведческую поисково-исследовательскую, экспедиционную деятельность, основанную на воспоминаниях киселевчан – представителей разных поколений, личном социальном опыте, архивных и других краеведческих материалах. Необходимо было применять разные виды деятельности.

Готовясь к финальному этапу проекта, участию в третьей номинации, обучающиеся изучали историю, культуру, этнографию, географию, природу, символику Кемеровской области и городов Кузбасса, знакомились со знаменитыми земляками, людьми труда, героическими подвигами жителей области в годы Великой Отечественной войны. Участники финального этапа проекта выполняли тестовые и творческие задания. При составлении заданий использовался междисциплинарный подход. Материал интегрировался.  

Таким образом, конвергентный подход при реализации краеведческого воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей является основой междисциплинарной, интегрированной краеведческой деятельности в рамках данного воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти знаменитых жителей края, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям народа, природе родного края, привлечению к здоровому образу жизни [6].

Конвергентный подход в образовании является новым витком спирали развития [1].

Результативность процесса краеведческого воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей через краеведческую деятельность может быть измерена через сформированность у обучающихся ряда критериев и показателей присущих данному качеству личности на заключительном этапе его формирования.

Нами выделен ряд критериев, на которых будет основан анализ формирования краеведческого воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: когнитивный (от лат. cognitio – знание, познание), эмоционально-ценностный, поведенческий, деятельностно-процессуальный, рефлексивный критерий. Каждый из выделенных критериев включает показатели, отражающие их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание каждого из критериев.

Предполагаемым результатом реализации конвергентного подхода к воспитанию обучающихся является: интеллектуальное развитие как основа учебной деятельности, способности всегда учиться; развитие проектного, творческого мышления; развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения различных задач, которые поспособствуют продвижению детей в различных видах деятельности; развитие способности планировать свои действия на перспективу; развитие умения занять определённую позицию в обществе, в решении каких-либо вопросов; развитие способности выстраивать реальные социальные отношения.

Считаем, что развитие педагогической составляющей, углубление интеграции программ с другими направленностями позволит привлечь большее количество детей, включая занимающихся в параллельных сферах дополнительного образования, привлечь максимальное число обучающихся к изучению и исследованию родного края, а также к созданию такой междисциплинарной образовательной среды, в которой обучающиеся будут воспринимать мир как единое целое.

Список литературы

  1. Каргина, З. А. Конвергентный подход в образовании: новый виток спирали развития (обзор научно-педагогических исследований разных лет) [Электронный ресурс]. / З. А. Каргина. – URL : https://prodod.moscow/archives/17746 (дата обращения : 18.09.2022).
  2. Капранов, В. К. Конвергенция образования [Электронный ресурс]. / В. К. Капранов, М. Н. Капранова. // Всё для администратора школы!, 2016. – № 3 (51). – URL : https://itschool.mskobr.ru/files/konvergenciya_obrazovaniya.pdf (дата обращения : 25.09.2022).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р – С. 12, 13, 16. – URL : https://goo.su/qbbm (дата обращения : 18.10.2022).
  4. Национальный проект «Образование» Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Типовая модель создания новых мест для дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности «Топос» [Электронный ресурс]. – Москва, 2020 – С. 13, 18. – URL : https://goo.su/rikjO29 (дата обращения : 14.11.2022).
  5. Проценко, Л. М. Приоритетные задачи развития туристско-краеведческой деятельности, отдыха детей и их оздоровления [Электронный ресурс]. / Л. М. Проценко. // Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы. Сборник статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (25-26 февраля 2021 г.). – М.; Уфа : Изд-во РИЦ БИФК, 2021. – С. 8-10. – URL : https://bashrdct.ru/images/biblio/files/turistko-kraevedcheskaja-dejatelnost.pdf (дата обращения : 15.10.2022).
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL : https://goo.su/KX9w (дата обращения : 31.10.2022).
PDF