ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ ШКОЛА

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Гаспарян Шаганэ Арменаковна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.1

Ш. А. Гаспарян

Sh. A. Gasparyan

Гаспарян Шаганэ Арменаковна, магистр, учитель, Ачаджурская ср. школа им. Гранта Тамразяна, с. Ачаджур, Тавушская область, Армения.

Gasparyan Shahane Armenakovna, magister, teacher, Achadzhur sr. school them Grant Tamrazyan, Tavush region, Achadzhur village, Armenia.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ ШКОЛА

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN EDUCATION: A NEW SCHOOL

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы и перспективы современного образования. Состояние и перспективы развития образования сегодня являются наиболее обсуждаемыми темами во всем мире. Стандартный массовый характер обучения (неиндивидуализированное образование) не соответствует потребностям 21 века.

Annotation. The article discusses some problems and prospects of modern education. The state and prospects of education development are the most discussed topics around the world today. The standard mass nature of education (non-individualized education) does not meet the needs of the 21st century.

Ключевые слова: образование, новая школа, знания, информатизация.

Keywords: education, new school, knowledge, informatization.

 

Образование на современном этапе является одним из главных приоритетов общества и государства. Развитие образования направлено на расширение его доступности, повышение качества и эффективности. В условиях модернизации образования требуется поиск путей совершенствования его качества. Несмотря на то, что инновации охватили в последние годы практически все проблемные направления образовательной деятельности (содержание, методы, управленческие аспекты), важнейшей проблемой остается качество обучения в образовательных учреждениях. А качество образования в настоящее время в большой степени зависит от качественных и количественных показателей использования новых компьютерных технологий. Для обеспечения качества образования необходимо совершенствовать учебно-материальную базу образовательных учреждений, развивать новые технологии обучения, совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [1].

Степень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он может действовать самостоятельно, чем более широким спектром вероятных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры, которыми должна и может обладать образовательная система:

  • междисциплинарность обучения способна обеспечить расширение область возможности применения полученных в результате образования знаний;
  • мощные фундаментальные знания;
  • обучение человека продолжать максимально правильно действовать в ситуации неопределенности, развитие нелинейного мышления учащегося;
  • воспитывать и всячески поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, постоянное самообразование;
  • творческий характер обучения, нацеленный, в частном случае, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;
  • обучение находить и фильтровать информацию;
  • воспитывать людей, которые обладают способностью брать на себя ответственность.

Делая выводы на основе всей приведенной выше информации, можно гораздо шире сформулировать цели, к которым необходимо направить образование в процессе его развития:

  • фундаментализация образования путем интеграции науки и образования;
  • междисциплинарность образования;
  • постоянство процесса образования на базе саморазвития;
  • творческий характер обучения;
  • информатизация образования;
  • повышение уровня воспитательного потенциала системы образования.

Проблемы и перспективы развития образования видно невооруженным глазом. Избежать перехода к опережающему образованию не представляется возможным. Уже на сегодняшний день ощущается острая необходимость в подготовленных специалистах, которые вскоре могут потребоваться. Развитие образовательной системы уже началось.

Образование – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Содержание образования – один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему [4].

В последние годы учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Капитальные вложения резко сократились, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности.

Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Кадровый состав педагогических работников стареет, недостаточно молодых специалистов из-за низкой оплаты труда и социального престижа и слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений.

В соответствии с новым законом гарантируется бесплатное общедоступное образование всех ступеней. Конечно, в условиях рынка есть опасность коммерциализировать и образование, что, собственно, и происходило с ним в последние десятилетия. Это привело к тому, что резко снизилось качество студенческого состава, когда дипломы покупали, а не получали знания. Без поддержки государства в условиях рынка ни наука, ни культура, ни образование не проживут. Поэтому особенно ценно и важно положение в законе о поддержке студентов и обучающихся из малообеспеченных семей, особо одаренных молодых людей.

Как должна характеризоваться школа в 21-м веке? О какой школе мечтают современные школьники? В ответ на этот вопрос подают надежду документы, определяющие стратегию развития общего образования в России – «Новая школа», нацпроект «Образование», поскольку намеченные цели соответствуют потребностям нашего общества.

«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом» [3].

В заключении хочу сказать, что современные средства обучения меняют технологию обучения, позволяют перейти от реализации репродуктивной познавательной деятельности к поисковой. Предлагаемые технологии и средства позволят организовать процесс обучения с применением современных информационных технологий, вписаться в единое информационное и образовательное пространство, создать современную IТ – насыщенную среду образования, реализовать креативное обучение, обеспечить полноценную интеграцию обучаемых с ограниченными возможностями здоровья. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди – вчерашние выпускники школ – значит, и школа должна быть современной [2]. Это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают школу и ребенка в школе.

Список литературы

  1. Кузлякина, В. В. Проблемы развития образования в современных условиях [Текст]. / В. В. Кузлякина. // Успехи современного естествознания, 2014. – № 10. – С. 48-51.
  2. Клячко, Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения [Текст]. / Т. Клячко. // Отечественные записки, 2002. – № 2(3). – С. 48-55.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № ПР-271) [Электронный ресурс]. – URL : http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения : 30.01.2023).
  4. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. – URL : http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/866145/ (дата обращения : 30.01.2023).
PDF