ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Социокультурное самоопределение личности

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Гопта Виктория Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378

В. В. Гопта

V. V. Gopta

Гопта Виктория Викторовна, преподаватель, ГБПОУ «Шахтёрский педагогический колледж», г. Шахтёрск, Донецкая Народная Республика.

Gopta Victoria Viktorovna, teacher, State Budgetary Professional Educational Institution «Shakhter Pedagogical College», Shakhtersk, Donetsk People's Republic.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AMONG STUDENTS IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования. Задачами данного исследования являются: сформулировать авторское понятие социальной компетентности у студентов, основные теоретические посылы, определяющие суть и особенности формирования социальной компетентности студентов, а также предложили свой вариант структуры социальной компетенции, ориентированной на формирование социальной компетенции у студентов.

Annotation. The article discusses the formation of social competence among student youth in the context of higher education. The objectives of this study are to formulate the author’s concept of social competence among student youth, the main theoretical messages that define the essence and features of the formation of social competence of student youth in higher education institutions.

Ключевые слова: социальная компетентность, студенческая молодежь, образовательные учреждения, среднее профессиональное образование, компетентностный подход.

Keywords: social competence, student youth, educational institutions, secondary vocational education, competent approach.

 

Сегодня очевидно, что традиционный набор знаний, умений и навыков не способен обеспечить студенту успешную социализацию ни в профессиональном, ни в социальном, ни в личностном понимании. Переход к гуманистической образовательной парадигме предполагает обращение к более высокому уровню целостности личности, где она выступает в единстве своих социальных и индивидуальных качеств. Такой подход предполагает, что мир человека – это не только государство и общество, но и все разнообразие отношений его личной и духовной жизни. Понятно, что с позиции нынешней оценки уровня социализованности это разнообразие не укладывается в традиционную систему «знания-умения-навыки» (далее – ЗУН). При всей ее логичности организационной комфортности необходимо признать: известная триада ЗУН хотя и является атрибутом личности, но может и не совпадать с ее смысловыми ориентациями, превращаясь в этом случае в формальный набор нормативных качеств. Поиск из сложившейся ситуации привел к появлению «компетентностного подхода», используемого, в том числе и для формирования социальной компетентности у студенческой молодежи.

На наш взгляд, ведущей должна стать социализационная модель формирования личности в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования, основывающаяся на таком понятии, как «социальная компетентность».

Проблеме изучения, формирования социальной компетентности посвящены ряд работ отечественных исследователей, таких как Н. Бейлиной [1, с. 97-99], А. Зимней [2, с. 34-42], В. Келасьева [3], С. Краснокутской [4, с. 98-100], И. Первовой [3], В. Шаповалова [5, с. 81].

Цель статьи – рассмотреть особенности формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Идея обращения к формированию социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования продиктована, с одной стороны, тенденциями развития современной системы образования, а с другой – культурно-историческими традициями формирования студенческой культуры.

Определяясь с понятием социальной компетентности, мы исходили из того, что социальная компетентность основывается на деятельностном подходе, предполагающем охват ситуации в целом, позволяющем отойти от заданной программы, обеспечив тем самым творческое восприятие проблемы и ее нестандартное решение, а не на классическом предметно-знаниевом образовании, который предполагает формальную оценку результата.

Таким образом, социальная компетентность рассматривается нами как форма существования знаний, умений и способов деятельности, образованности и культуры в целом, которые в совокупности приводят к личностной самореализации студента и его социального становления.

Вышесказанное позволяет определить формирование социальной компетентности как разновидность общепедагогического подхода, сущность которого состоит в формировании целостного опыта решения проблем, возникающих в обществе, связанных с выполнением ведущих функций, характерных для общественной и политической деятельности, а именно: успешного выполнения социальных ролей гражданина, избирателя, общественного деятеля, лидера, семьянина.

Природа социальной компетентности является таковой, что она составляет не столько свидетельство технологических умений студента, сколько критерии его личностного роста, целостной самоорганизации, синтез активной социальной деятельности и субъективного опыта. Социальная компетентность в этом случае становится лично-значимой и внутренне мотивированной целью личности, желание которой отражает ее настоящую мотивацию.

Что касается требований, выдвигаемых к подготовке специалистов в условиях образовательного учреждения – образования, социальная компетенция представляет собой интегрированную составляющую часть общекультурных компетенций, независимо от направлений подготовки или специальностей. Каждый студент, в будущем специалист, обязан быть компетентным во всем, что касается вопросов и проблем социально-политической и гражданской жизни в стране.

На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос о структуре социальной компетенции. В связи с этим необходимо отметить, что в зависимости от историко-культурных, экономических, политико-правовых и национально-государственных отношений в каждой стране должна моделироваться своя компетентностная модель, структура которой будет отвечать интересам государства.

Анализ научно-педагогический литературы, посвященной структурированию ключевых компетенций, позволяет нам предложить свой вариант структуры социальной компетенции, ориентированной на формирование социальной компетенции у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Ключевые социальные компетенции могут содержать такие, отдельные компетенции:

  1. Политико-правовая: знание законодательной базы; знание основ функционирования политической системы государства; гражданская позиция; правовая ответственность; навыки участия в общественно-политической жизни.
  2. Общегражданская: общественно-политическая активность; уважение прав и свобод; толерантность.
  3. Коммуникативная: способность к сотрудничеству; умение работать в команде; плюрализм во взглядах; внимание к чужому мнению.

Специфика формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования основывается на том, что социальная компетентность ориентирована не только на учебный процесс, а в большей части определяются степенью участия во внеучебной деятельности. Именно внеучебная деятельность способствует формированию у студентов специфических умений гражданской деятельности, развитию способностей к организационной работе, умению работать в команде. Таким образом, социальная компетентность не может быть отождествлена с получением диплома, она скорее связана с дополнительными условиями развития специалиста, с его личностным потенциалом и жизненными установками. Отсюда и специфические формы, технологии формирования социальной компетентности у студенческой молодежи, применяющиеся в образовательном учреждении высшего образования: социально-педагогические проектные технологии, личностно-ориентированные ситуации, игровые социально-педагогические технологии и интерактивные технологии.

Обобщив вышеизложенное, можно сказать, что основу формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования составляет процесс непосредственного вовлечения студентов в социально принятые формы общественно-политической деятельности. Содержательную сторону формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования составляют современные педагогические технологии, среди которых основными, на наш взгляд, являются социально-педагогические проектные технологии, ориентированные ситуации, игровые социально-педагогические технологии и интерактивные технологии.

В дальнейших исследованиях планируем рассмотреть технологическую основу формирования социальной компетентности у студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Список литературы

  1. Бейлина, Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» [Текст]. / Н. С. Бейлина. // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. – № 3. – С. 97-99.
  2. Зимняя, А. И. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования [Текст]. / А. И. Зимняя // Высшее образования сегодня, 2003. – № 5. – С. 34-42.
  3. Келасьев, В. Н. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография [Текст]. / В. Н. Келасьев, И. Л. Перова. – СПб. : Астерион, 2019. – 122 с.
  4. Краснокутская, С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе [Текст]. / С. Н. Краснокутская. // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-ти. Сер. «Гуманитарные науки», 2005. – № 1 (13). – С. 98-100.
  5. Шаповалов, В. К. Активизации педагогических исследования проблем социализации взрослого человека [Текст]. / В. К. Шаповалов. // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. Ст. Всерос. Семинара по методологии педагогики. – Волгоград : Перемена, 2003. – С. 81.
PDF