ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Мурова Наталья Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.04

Н. А. Мурова

N. A. Murova

Мурова Наталья Анатольевна, учитель-логопед, МАОУ «Лицей № 12», г. Стерлитамак, Россия.

Murova Natalya Anatolyevna, teacher-speech therapist, MAOU «Lyceum No. 12», Sterlitamak, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE WORK OF A SCHOOL SPEECH THERAPIST FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

 

Аннотация. Статья посвящена инновационным образовательным технологиям коррекционной работы с обучающимися, относящимися к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбранные для логопедической практики инновационные технологии раскрываются через метод терапии Су-Джок, через кинезиотерапию и мнемотехнику. Повышение мотивации к обучению рассматривается в сочетании использования интерактивной доски и традиционных методов организации логопедической деятельности.

Annotation. The article is devoted to innovative educational technologies of correctional work with students belonging to a group of children with disabilities. The innovative technologies selected for speech therapy practice are revealed through the Su-Jok therapy method, through kinesiotherapy and mnemonics. Increasing motivation for learning is considered in combination with the use of an interactive whiteboard and traditional methods of organizing speech therapy activities.

Ключевые слова: логопедия, инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Су-Джок терапия, кинезотерапия, мнемотехника, логоритмика, интерактивная доска.

Keywords: speech therapy, innovative technologies, health-saving technologies, children with disabilities, Su-Jok therapy, kinesitherapy, mnemonics, logorhythmics, interactive whiteboard.

 

Развитием речи и личности ребенка занимается увлекательная специальная отрасль педагогики, называемая логопедией. Приоритетным направлением в ней является коррекционное направление [4, с. 5]. Но на самом деле работа логопеда отнюдь не сводится лишь к коррекции звукопроизношения. Начало работы с ребенком подчас предполагает выявление у него различных отклонений в развитии, которые не позволяют ему вести полноценную жизнь. Таких детей в современной педагогике относят к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Эта группа чрезвычайно неоднородна: в нее входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности [5]. На основании психолого-педагогической характеристики можно выявить особенности детей с ОВЗ. Более подробно рассмотрим практические проявления индивидуума, которые могут повлиять на выбор направления коррекционной работы с такими обучающимися [3, с. 10].

  1. Наличие нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
  2. Низкий уровень развития восприятия, который проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации из-за недостатка знаний об окружающем мире.
  3. Несформированность пространственных представлений, вследствие чего невозможность осуществления полноценного анализа формы, установления симметричности частей конструируемых фигур, расположения конструкции на плоскости, соединения ее в единое целое.
  4. Неустойчивость внимания, рассеянность, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  5. Ограниченность памяти в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
  6. Снижение познавательной активности, что проявляется в замедленном темпе переработки информации.
  7. Проявление в большей степени наглядно-действенного мышления, чем наглядно-образного и особенно словесно-логического.
  8. Снижение потребности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.
  9. Несформированная игровая деятельность, отчего сюжеты игры обычны, а способы общения и сами игровые роли бедны.
  10. Проявление низкой работоспособности в результате повышенной истощаемости, и, как следствие, возникновение явлений психомоторной расторможенности.
  11. Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации [5].

Для обучения и коррекции обучающихся с ОВЗ в педагогике используются инновационные технологии – обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Основным критерием «инновационной» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Выбранные для логопедической практики инновационные технологии базируются на приоритетных направлениях ФГОС. Наиболее актуальными для коррекционной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются здоровьесберегающие и информационные технологии, а также технология на основе Су-Джок терапии [4, с. 29].

Метод терапии Су-Джок направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. Для проведения Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Детям предлагается прокатать шарики между ладонями. Эти шарики должны быть колкими на ощупь, а колечки нужно поочередно надевать на пальчики.

Кинезиотерапия, как составляющая часть здоровьесберегающей технологии, также применяется на логопедических занятиях. Она позволяет развить слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильные гнозис, интеллектуальные и творческие способности [3, с. 322]. Такой метод логопедической работы наиболее важен при клиническом проявлении общего недоразвития речи. Кинезиологические упражнения позволяют улучшить координацию движений и выровнять мышечный тонус. Стоит отметить, что каждое занятие необходимо начинать с упражнений для здоровых групп мышц. Упражнения для парных конечностей нужно применять, чередуя их с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Затем логопедическая работа с детьми происходит с помощью логопедической ритмики. Дальнейшее развитие речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений – на основе группового занятия. Для этого проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации. Социализации ребенка способствуют командные задания и игры. Приведём примеры упражнений, которые эффективны при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи:

  • упражнение «Пулемёт». Ребёнок, произнося «д-д-д», ритмично постукивает указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой руки;
  • упражнение «Назови времена года». Дети поочерёдно складывают колечки из большого и последующих пальцев (указательного, среднего, безымянного и мизинца), последовательно называя времена года. Ученикам можно предложить называть месяцы определённых сезонов. По тому же принципу проводятся игры «Назови части суток», «Ножки у кошки» и т. д.;
  • упражнения типа «Зайчик – петушок – курочка – коза рогатая».

В рамках здоровьесберегающей технологии применение динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния обучающихся. Например, проведение игры «Подари тепло другу» [1, с. 61]. В процессе такой паузы ученики поворачиваются лицом друг к другу, один из них раскрывает свои ладошки, а другой – накрывает их своими ладонями. Логопед предлагает сказать несколько слов своему товарищу так нежно и ласково, чтобы ладошки потеплели.

Уникальную возможность сочетать информационные и традиционные методы для организации логопедической деятельности позволяет использование интерактивной доски. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и групповой работы, где решаются различные коррекционные задачи. При работе с интерактивной доской появляется возможность создавать нестандартные пособия, которых нет ни в каком другом источнике.

При использовании интерактивной доски в работе логопеда преимуществами являются:

  • возможность моделирования таких жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);
  • появление мотивации для исправления недостатков речи детей;
  • развитие психологической базы речи, такой как восприятие, внимание и мышление, за счет повышения уровня наглядности;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки и развития точности движения руки;
  • повышение качества обучения и работоспособности детей с ОВЗ.

Приведем примеры использования интерактивной доски в работе школьного логопеда. Например, интерактивное путешествие «В зимнем лесу», «Экскурсия в музей» также способствует познанию окружающего мира в результате получения сенсорной информации. Для развития связной речи можно использовать готовый дидактический материал или предложить ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на интерактивной доске, передвигая маркер, или не привычным образом писать буквы и слова. При работе по формированию грамматических категорий используются интерактивные игры-презентации типа: «Один – много», «Какое варенье сварила мама?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?». Очень удобны в логопедии интерактивные пособия, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Упражнения «Проведи дорожку», лабиринты, «Найди ошибку» способствуют развитию зрительно-прослеживающей функции глаза и графомоторных навыков. Для коррекции звукопроизношения с целью автоматизации поставленных звуков, используются следующие игры: «Проведи по дорожке» и «Веселый поезд» [4, с. 82]. «Проведи по дорожке»: если автоматизируется звук «Р», предлагаем ученику: «проведи машинку по дороге, заводи мотор и поехали!». Машина двигается по экрану, а ребенок рычит. Для звука «Ш»: змея ползет; для звука «З»: комарик летит с цветочка на цветочек и т. д. В игре «Веселый поезд» дети рассаживают пассажиров с автоматизируемым звуком.

Применение интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе помогает значительно повысить уровень мотивации. Образовательная деятельность становится интересной, насыщенной и занимательной, так как материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки [2, с. 35].

Для развития связной речи, ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, воображения обучающихся используется мнемотехника. Она ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков на логопедических занятиях. Процесс заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст визуально в виде схемы располагается на листе в тетради. Воспроизведение текстовой информации по таким схемам–рисункам значительно облегчается. Ежедневная тренировка вырабатывает у детей способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться, снимает страх перед употреблением речи (логофобию).

Для групповых занятий с обучающимися эффективны задания по логоритмике с использованием компьютерной программы «Умная ворона», Так, для закрепления умений и навыков в правильности написания слов, предлагаются игровые задания: «Помоги ежику и белочке собрать яблоки и грибы», «Морской бой», «Корень слова». Задачами такой игры являются правильное произношение слова, выделение корня слова, нахождение однокоренных слов. Для развития орфографической зоркости и обогащения активного/пассивного словаря обучающего с ОВЗ применяются «Логоребусы». Также интересны для обучающихся чтение второй половинки слова, называемое «Доскажи или дочитай словечко». Эти задания развивают не только детское внимание, но и мыслительные процессы, способствуют закреплению навыков буквенного анализа и синтеза, а также оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние обучающихся. Формирование мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих успеха в предупреждении/коррекции нарушений чтения и письма.

Конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога является повышение качества образовательного процесса за счёт применение методов, инструментов, приёмов, обладающих повышенной эффективностью. Именно с помощью инновационных технологий у школьного логопеда для работы появилась возможность быстрого и эффективного выбора методов и приемов, направленных на коррекцию тех или иных нарушений. Таким образом, применение современных обучающих технологий позволяет повысить мотивацию на логопедических занятиях, поддерживает внимание на всех этапах урока, развивает познавательную активность детей с ОВЗ. Нельзя не отметить, что использование современных технологий делает логопедические усилия педагога более интересными для обучающихся и эффективнее для педагогов.

Список литературы

  1. Сластья, Л. Н. Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал [Текст]. / авт.-сост. Л. Н. Сластья. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград : Учитель. – 232 с.
  2. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда [Текст]. / М. М. Аманатова, Н. Г. Андреева, О. М. Тосуниди. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 318 с.
  3. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда [Текст]. / Н. Н. Полушкина. – М. : АСТ : Астрель : Полигафиздат, 2010. – 607 с.
  4. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для логопеда и воспитателя детского сада [Текст]. / М. Ф. Фомичева. – 4-е изд. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 320 с.
  5. Психологические особенности детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. – URL : https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwj5w9yT5p7-AhVEw4sKHQ6HBG4QFnoECA0QAQ&url=https%3A%2F%2Fgym1542.mskobr.ru%2Fattach_files%2Fdeti-s-ovz.pdf&usg=AOvVaw34y_5cITXokLd_Ezw5YAmw (дата обращения 24.01.2023).
PDF