ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ТАЙНЫ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА»

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Шуклина Раиса Зарифулловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.01

Р. З. Шуклина

R. Z. Shuklina

Шуклина Раиса Зарифулловна, учитель, МБОУ Озёрная СШ № 9, с. Чёрное Озеро, Ширинский район, р. Хакасия, Россия.

Shuklina Raisa Zarifullovna, teacher, MBOU Ozernaya Secondary school No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Khakassia River, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ТАЙНЫ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА»

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS THROUGH PROJECT ACTIVITIES AT SCHOOL ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT «SECRETS OF THE MAIN CHARACTERS OF THE NEW YEAR AND CHRISTMAS»

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование универсальных учебных действий посредством проектной деятельности в школе. Представлен проект «Тайна главных персонажей Нового Года и Рождества» с описанием формируемых в процессе его реализации универсальных учебных действий.

Annotation. The article discusses the formation of universal educational actions through project activities at school. The project «The mystery of the main characters of the New Year and Christmas» is presented with a description of the universal educational actions formed in the process of its implementation.

Ключевые слова: проектная деятельность, формирование универсальных учебных действий, поиск информации, анализ информации, изготовление фигурок персонажей.

Keywords: project activity, formation of universal educational actions, information search, information analysis, production of figures of characters.

 

Цель образования сегодня – это не только передача готовых знаний, но и формирование универсальных учебных действий (УУД). Каждый день мы встречаемся с огромным потоком информации, не вся она достоверна и полезна. Так же общество часто навязывает нам скрытые установки, человеку важно понимать свои потребности, а для этого он должен уважать, ценить и слышать себя, быть морально – этически ориентированным. Для реализации потребностей нужно уметь ставить цели по их реализации, планировать данную деятельность, контролировать и корректировать ее, уметь сотрудничать с людьми. Конечно, формирование данных качеств, происходит особенно активно в детстве, а значит, школа должна это учитывать.

Работа учителя – очень живой процесс, интересный, творческий, но и ответственный в то же время. Учитель сам планирует учебную деятельность, выбирая формы, методы, приемы работы. Существует много типов заданий для развития каждого из УУД, но, на мой взгляд, лучший метод, успешно формирующий сразу все их виды – проектная деятельность.

Как известно, «Учебная проектная деятельность – компонент мотивированной образовательной деятельности, направленный на самостоятельное создание объекта или услуги в соответствии с имеющейся потребностью (обучающегося или социума)» [2, с. 4]. Особенно важно, что в ее процессе происходит приобретение целостного опыта по решению проблемы, т.е. удовлетворению потребности самого ребенка.

Нужно отметить, что при выборе темы работы она должна быть интересной, полезной и важной для ребенка. Сначала появляется проблема, а из нее формулируется тема. Далее я на примере проекта «Тайны главных персонажей Нового года и Рождества», выполненного моими ученицами в 2020 году постараюсь показать, какие УУД можно формировать в ходе проекта.

У моих учениц в преддверии Нового Года возник вопрос «Дед Мороз и Санта Клаус – это разные персонажи или один и тот же человек?», т. к. они хотели изготовить подарочные сувениры – фигурки данных героев и хотели учесть все при этом. Девочки предположили, что Дед Мороз и Санта Клаус – это один и тот же новогодний персонаж, так была выдвинута гипотеза. Объектом данного проекта стали: Дед Мороз и Санта Клаус. Предмет исследования: биография Санта Клауса и Деда Мороза. Цель работы: Найти сходства и различия главных персонажей Рождества и Нового года.

Исходя из цели, поставлены задачи: собрать информацию о новогодних персонажах; провести сравнительный анализ персонажей Санта Клауса и Деда Мороза; изготовить новогодние сувениры русского Деда Мороза и английского Санта Клауса с учетом найденных особенностей.

Работа была организована по данным задачам, сначала дети изучили историю праздников «Нового года и Рождества» в России и Англии, где главными персонажами являлись Дед Мороз (Дед Мороз из Хакасии) и Санта Клаус, их появление. Были рассмотрены истории появления Дед Мороза и Санта Клауса.

Затем, был проведён сравнительный анализ по внешнему виду (рост, одежда, обувь), по способу передвижения, по способу появления, по месту проживания, по наличию помощников. После чего дети смогли сделать вывод и понять, что у этих персонажей есть различия: если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святого, то русский Дед Мороз – языческий всемогущий Бог, персонаж народных поверий и сказок. Так же различия были найдены в одежде, в атрибутике, в персонажах, которые их окружают. Найдены сходства персонажей: и Дед Мороз и Санта Клаус дарят подарки тайно, так как хотят доставить радость и детям и взрослым. По итогу проделанной работы, дети пришли к выводу, что гипотеза оказалась не верной. Санта Клаус и Дед Мороз – разные новогодние персонажи.

Так же в ходе работы были изготовлены сувениры из глины. Изготовление сувениров было выполнено с учетом всей полученной информации о Деде Морозе и Санта Клаусе.

Когда проект разрабатывается по проблеме, которая волнует ребенка – то у него соответственно появляется устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, то есть формируются личностные УУД. В рамках данного проекта при информационном поиске в интернете и книгах школьной библиотеки у девочек формируется умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». Так как для них было важным выполнить сувениры с учетом всех особенностей персонажей и по результату у них это получилось – формируется позитивное отношение к себе. В процессе изготовления сувениров – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

При изготовлении сувениров формируются регулятивные УУД – умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, найденным при изучении данных новогодних героев. Девочки при поиске информации использовали в работе простейшие инструменты и более сложные приборы, справочную литературу и икт. Так же при поиске информации и изготовлении сувенира – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

Еще в ходе планирования работы начали формироваться коммуникативные УУД, при постановке вопросов, выявлении проблемы, при поиске способов проверки гипотезы. Так же проект девочки выполняли вдвоем под моим наблюдением, поэтому конечно всем нам нужно было планировать учебное сотрудничество, в том числе в поиске информации о героях, так одна из учениц искала информацию о Санта Клаусе, а вторая – о деде Морозе. Заранее это было обговорено. При проведении анализа информации и составлении таблицы сходства и различия персонажей формировалось умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными перед ними задачами. При оформлении проекта, так как данную работу мы отправляли на конкурс, развивалось владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В ходе проекта дети формулируют проблему и находят пути ее решения, то есть формируются познавательные УУД, т.к. осуществляют поиск и выделение необходимой информации, через смысловое чтение. При составлении таблица сходства и различий персонажей – умение структурировать знания. По итогу проделанной работы, при не подтверждении гипотезы – оценка процессов и результатов деятельности [1].

В ходе работы девочки были активны, заинтересованы, с увлечением выполняли все этапы проекта. При изготовлении сувениров учитывали всю найденную информацию, из чего можно сделать вывод, что данная работа была для детей цена и полезна.

Конечно, проектная деятельность способствует формированию адекватной самооценки, развитию познавательной самостоятельности, творческих способностей, развитию личности учащихся, самостоятельно получать необходимую информацию из различных источников, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы на основании полученных данных, презентовать продукт проекта. По нашему мнению справедливы слова Брюса Ли, мастера восточных единоборств, киноактёра, кинорежиссера «Учитель не открывает истины, – он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя её сам. Хороший учитель – лишь катализатор» [3]. Метод проектов как раз позволяет учителю направлять ребенка в процессе исследования, так же наилучшим образом помогает развивать ребенка, особенно УУД.

Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя [Текст]. / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. // под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст]. / А. В. Бычков. // Второе издание, дополнительное. – М. : АБВ-ИЗДАТ, 2018. – 100 с.
  3. Великие цитаты Брюса Ли (130 цитат) [Электронный ресурс]. // Сайт «Цитатница.ру». – URL : https://citatnica.ru/citaty/velikie-tsitaty-bryusa-li-130-tsitat (дата обращения  : 15.01.2023).
PDF