СОЗДАНИЕ WEB КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЕТЕВОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

14 июня 2013 г.

Авторы: Тришечкин Дмитрий Владимирович

Д. В. Тришечкин

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ТиМПИ Сликишина И.В.

СОЗДАНИЕ WEB КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЕТЕВОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Актуальность темы научно-практической работы обусловлена тем, что в последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Цель научно-практической работы: анализ и реализация на практике основных web-компонентов сетевого электронного учебника

Задачи НПР:

  1. Обзор информационных источников по созданию web-компонентов сетевых электронных учебников
  2. Анализ технологических платформ для реализации web-компонентов сетевых электронных учебников
  3. Разработка образца сетевого электронного учебника в соответствии с описанными требованиями

В современной школе учебный процесс представляет собой сложную структуру образования. Являясь одним из основных элементов образования верный выбор структуры учебного процесса, влияет на правильность восприятия учебной информации, её усвоения, а значит, увеличивается процент уровня образования обучающихся. На учебный процесс влияет множество факторов, таких как:

– мастерство преподавателя;

– принципы обучения;

– учебный материал (учебная информация);

– средства обучения.

Каждый фактор очень важен, потому недоработки по любому из них уменьшают уровень качественной передачи учебной информации, качество знаний учащихся.

В данной работе рассмотрены компьютерные средства обучения – электронные учебники.

Существующие программные средства в основном предназначены для использования в домашних условиях и не пригодны для использования в учебном процессе, не совпадающие с заранее запланированными при разработке. Предлагаемые средства не имеют возможностей для адаптации к учебному процессу. Вместе с тем, можно отметить наличие практически во всех этих средствах информационной и инструктивно-обучающей компоненты, связанных между собой в соответствии с концепцией программированного обучения. При этом чем более современным и развитым является программное средство, чем лучше отзывы оно получает, тем больше места в нем отводится информационной компоненте и тем больше возможностей для адаптации и разнообразной активной работы пользователей оно имеет

Список литературы

  1. Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. – М. : МГУР, 2003. – 236 с.
  2. Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. – 1993. – № 5. – С. 7-24.
  3. Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. – 2001. – № 5. – С. 103-105.
  4. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 81-87.
  5. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 616 с.
  6. Голицына, И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий / И.Н. Голицына // Education Technology & Society. – 2003. – № 6. – С. 77-83.
  7. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. – Саратов : Сателлит, 2004. – 132 с.
  8. Гречихин, А.А. Типология, стандартизация, компьютеризация : учебник / А.А. Гречихин. – М. : Логос, 2000. – 255 с.
  9. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева // Информатика и образование. – 2000. – № 5. – С. 44-45.
  10. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 2002. – 264 с.
  11. Далингер, В. Диалоговые обучающие программы и требования к ним / В. Далингер // Информатика и образование. – 2002. – № 6. – С. 35-40.
PDF