ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Путина Елена Геннадьевна , Климова Татьяна Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.321

О. В. Фурина, Т. С. Климова, Е. Г. Путина

O. V. Furina, T. S. Klimova, E. G. Putina

Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Путина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Furina Olga Victorovna, primary school teacher, Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Klimova Tatyana Sergeyevna, primary school teacher, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Putina Elena Gennadievna, primary school teacher, Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF SEMANTIC READING SKILLS IN THE PRACTICE OF A MODERN TEACHER

 

Аннотация. Статья посвящена описанию формирования навыков смыслового чтения при включении учащихся в активную познавательную и творческую деятельность, используя технологию продуктивного чтения.

Annotation. The article is devoted to the description of the formation of semantic reading skills when students are included in active cognitive and creative activities using the technology of productive reading.

Ключевые слова: смысловое чтение, технология продуктивного чтения.

Keywords: semantic reading, productive reading technology.

 

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Международные исследования показывают: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Поэтому одна из важнейших задач современной школы – формирование смыслового чтения.

Педагогу необходимо осознать, что новые требования к образовательным результатам задают новые требования к проектированию урока в логике учебной деятельности, на котором учащиеся учатся решать проблемы, развивают свою оценочную самостоятельность, информационно-коммуникативные умения.

Смысловое чтение формируется при включении учащихся в активную познавательную и творческую деятельность и организуется при помощи технологии продуктивного чтения с учебным материалом на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения [1].

Использование данной технологии подразумевает применение различных приемов с использованием технологии критического мышления.

I этап – Работа с текстом до чтения

Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать.

Развитие антиципации, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. На этом этапе идет определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Вся работа проводится с опорой на читательский опыт.

Если текст читается дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется.

Работа в классе начинается с вопросов учителя.

     – Какими были ваши ожидания?

     – Какие вопросы до чтения у вас возникали?

     – На что обратили внимание перед чтением и почему (и т.д.)

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.

Эффективны также такие приемы технологии критического мышления, как «Подсказка», наводящие вопросы, «Дерево предсказаний», ассоциативный ряд, личный прогноз, таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» и другие.

Эффективны до чтения задания определить по названию произведения, о чем будет текст.

Интересен прием обращения к опыту читателей об ранее читаемом авторе или к эпиграфу произведения.

Пример обращения к шмуц-титулу нацеливает не только на осознанное прочтение текстов, но и мотивирует на изучение нового материала.

Интересен такой прием графического представления информации, как «Дерево предсказаний», прогнозирующий сюжетную линию.

Очень важная таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» способствует целенаправленному чтению, приучает начинать процесс осмысления еще до чтения [2].

Интересно задание «Личный прогноз». Предположения по обложке книги о героях, сюжетной линии. Интересен прием для внеклассного чтения.

Для мозгового штурма учитель может использовать прием «Корзина идей (гипотез)». Этот приём состоит в том, что ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться в некий виртуальный банк. Можно предложения учеников записать на отдельных листочках, сложить в коробочку (банк).

Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Прием «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему.

После изучения темы мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом непосредственно

Цель данного этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • понимать факты
  • критический анализ текста
  • умение делать вывод на основе прочитанного
  • давать собственную оценку тексту и др.

Анализ текста проводится с использованием таких приемов, как:

  • диалог с автором через текст;
  • комментированное чтение;
  • беседа по прочитанному;
  • выделение ключевых слов;
  • постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;
  • работа с иллюстрациями, которые являются частью учебной информации. Важно соотнести текст и рисунки, подумать, чем они друг друга дополняют, что уточняют [1].

Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов.

Также используются и другие приемы:

  • выборочное чтение;
  • словесное рисование;
  • чтение по ролям;
  • постановка вопросов к тексту самими учащимися.

Словарная работа – неотъемлемый элемент анализа.

Анализ текста предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения (если это художественный текст).

Все эти приемы помогают прояснить содержание и уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Рассмотрим варианты приёмов работы с текстом, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста и способствует формированию важнейших метапреметных умений.

Эффективны такие типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

  • Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
  • Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, рисунками и частями текста; нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений.
  • Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.
  • Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц. Например, нарисовать маршрут путешествия героев произведения Зощенко. Обозначить на карте места, в которых побывали герои, и какие места они собирались посетить. Или задание на перенос информации на уроках географии: «Дать оценку географического положения России» в виде схемы, таблицы и т. д. на выбор).
  • Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку» [2].

Все эти приемы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, требуют тщательного анализа данных, помогают логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Эффективны такие приемы критического мышления, как бортовой журнал, двучастный дневник, аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркиваний главных мыслей), инсерт (чтение с пометами).

Постановка к тексту обобщающих вопросов возможна при помощи организации диалога, основанного на приёме «Толстые и тонкие вопросы».

Тонкие вопросы – те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

3 этап – Работа после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту предполагает коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Оценки детей произведения сопоставляются с авторской позицией.

Формулируется основная идея текста.

Для осмысления содержания эффективны задания на составление плана.

План бывает 3 видов: назывной, вопросный, тезисный.

Знакомство с писателем

  • Рассказ о писателе
  • Беседа о личности писателя
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием и иллюстрациями. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

И, конечно же, творческие задания, опирающиеся на эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы:

  • составление диафильма, киносценария, комикса по тексту;
  • творческий пересказ;
  • чтение по ролям, инсценирование;
  • устное словесное рисование;
  • иллюстрирование, изготовление карт, схем и т. д.;
  • творческий пересказ;
  • словесное рисование;
  • драматизация [2].

Возможны такие приемы, как заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов, написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Интересны такие приемы, как:

  • карта текста: интерпретировать содержание по заданному маршруту;
  • бортовой журнал;
  • путевые записки;
  • волшебное дерево;
  • письмо от лица героя.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ученику из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. А это и есть смысловое чтение.

Список литературы

  1. Исаева, О. В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника [Электронный ресурс]. / О. В. Исаева, О. В. Слонь // Фундаментальные исследования, 2014. – № 9-10. – С. 2308-2311. – URL : https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35317 (дата обращения : 18.12.2022).
  2. Ажар, И. Н. Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом [Электронный ресурс]. / И. Н. Ажар. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/682130 (дата обращения : 24.12.2022).
PDF