СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Никифорова Елена Геннадьевна , Сапожникова Оксана Александровна , Тимофеева Ирина Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.3

Е. Г. Никифорова, О. А. Сапожникова, И. В. Тимофеева

E. G. Nikiforova, O. A. Sapozhnikova, I. V. Timofeeva

Никифорова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34», г. Братск, Россия.

Сапожникова Оксана Александровна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34», г. Братск, Россия.

Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов первой категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34», г. Братск, Россия.

Nikiforova Elena Gennadievna, primary school teacher of the first category, Municipal Budgetary educational Institution «Secondary school No. 34», Bratsk, Russia.

Sapozhnikova Oksana Aleksandrovna, primary school teacher of the highest category, Municipal budgetary educational Institution «Secondary school No. 34», Bratsk, Russia.

Timofeeva Irina Viktorovna, primary school teacher of the first category, Municipal Budgetary educational Institution «Secondary school No. 34», Bratsk, Russia.

 

СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

CREATING CARTOONS AS A METHOD OF DEVELOPING READING LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования смыслового чтения у обучающихся в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы организации деятельности в обучении для успешного формирования основ смыслового чтения. Приводится технология создания мультипликационных фильмов в начальной школе.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of semantic reading among students in primary school. Various forms of organization of learning activities are offered for the successful formation of the foundations of semantic reading. The technology of creating animated films in elementary school is given.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, создание мультипликационного фильма.

Keywords: reader's literacy, semantic reading, creation of an animated film.

 

В настоящее время общепризнанным считается факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Поэтому во многих странах мира, в том числе и в России, предпринимаются меры, чтобы противодействовать этому явлению.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы внеурочной деятельности может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей. Стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика.

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффективность работы по воспитанию интереса к чтению, к развитию читательской грамотности. Нестандартные формы работы во внеурочной деятельности развивают речь учащихся, а также повышают учебную мотивацию детей и воспитывают грамотного читателя. В данном случае результатом такой деятельности может стать создание мультипликационного фильма.

Мультипликация (от лат. multiplication – умножение) или анимация (от лат. «anima» – душа, одушевление) – искусство, в котором оживают нарисованные или вылепленные из пластилина образы, предметы, представляя собой воплощение какого-либо сюжета или замысла. Основной сферой мультипликации является чудесный сказочный мир, существующий лишь в воображении автора [3].

Созданием мультфильма занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает сюжет, определяет количество персонажей – героев мультфильма (их характер), выполняет эскизы сцен, прорабатывает мимику и жесты. Создаёт фон и декорации, прорабатывает у персонажей движения. Над созданием мультфильма работают несколько учащихся, у каждого из них своя часть работы, но бывают мультфильмы, где автором и создателем является один человек [2].

Таким образом, мультипликация представляется как творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и далее речь письменная.

Создание мультфильма – один из эффективных приемов смыслового чтения, который требует от учащихся детального внимательного прочтения текста. Другими словами, попробовать «сделать мир книги осязаемым», показать произведение в ином формате. На помощь приходит цифровая технология. Процесс создания мультфильма кропотливый, требует усердия и терпения, а самое главное – мотивацию к чтению, продолжение знакомства с книгой [1].

Учащимися нашей школы было создано 4 мультипликационные работы.

  1. В 2018-2019 учебном году учащиеся 4 «А» класс для научно-практической конференции представили продукт – пластилиновый мультфильм «Снежный друг в зимний день», сделанный своими силами.
  2. В 2021-2022 учебном году учениками 1 «Б» класса для уроков русского языка – было создано обучающее пособие в виде серий мультфильма по правилам орфографии.
  3. В 2022-2023 учебном году учащимися 2 «Б» и 3 «А» классов для мотивации к чтению на занятиях по внеурочной деятельности был создан буктрейлер по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты».
  4. В 2022-2023 учебном году учениками 3 «А» класса для формирования смыслового чтения был создан мультфильм «Кит и кот» по произведению Б. Заходера.

В настоящее время основным способом создания мультипликации является компьютер. Поэтому, чтобы создавать мультфильмы надо вначале изучить специальные программы, а это требует много времени. Но, самое сложное при создании творческого произведения – это придумать сюжет! [4]

Самое основное в данной работе – это литературная основа создаваемого мультфильма.

Этапы работы

  1. Знакомство с литературным произведением. На первом этапе внимательно читаем текст, обращаем внимание на все детали. Стараемся точно формулировать свои мысли, чувства. Затем дети выбирают эпизод, который хотят воссоздать в мультфильме, пишут сценарий. Начинается обсуждение каждого кадра, фона, на котором будет происходить действие.
  2. Работа со сценарием. Учащиеся берут лист бумаги и рисуют, как представляется герой, фон, на котором происходит действие, подбирают цвета, где какой герой расположен в кадре, какие движения и действия они совершают, что говорят. Делают раскадровку.
  3. Создание героев. Изготовление макетов действующих лиц. На следующем этапе начинается лепка деталей из пластилина, рисунки. Пластилиновый персонаж удобен тем, что он может собираться и разбираться.
  4. Создание кадров. Для этого понадобятся штатив, фотоаппарат.
  5. Сборка мультипликационных фильмов на компьютере. Заканчивается этап съемки, начинается сборка мультфильма на компьютере. Объединяем все кадры в компьютере, чтобы получился фильм. Для удобства каждую сцену складываем по отдельным папкам. Открываем папку с первой сцены и перемещаем в программу IMOVE. Озвучиваем фильм отдельно. Далее даем название фильму и сохраняем.
  6. Презентация работы [5].

Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать с большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент «новой читательской грамотности».

Учителями проводилась целенаправленная работа по обучению трем основным видам чтения: чтение с пониманием основного содержания, чтение с полным пониманием прочитанного, чтение с извлечением конкретной информации. Такая работа способствует развитию навыков смыслового чтения.

Список литературы

  1. Анофриков, П. И. Принципы работы детской студии мультипликации [Текст]. / П. И. Анофриков. – Новосибирск, 2011. – 43 с.
  2. Асенин, С. Мир мультфильма [Текст]. / С. Асенин. – М., 1966. – 207 с.
  3. Бабиченко, Д. Н. Искусство мультипликации [Текст]. / Д. Н. Бабиченко. – М., 1964. – 178 с.
  4. Велинский, Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: методическое пособие [Текст]. / Д. В. Велинский. – 2-е изд., исп. и доп. – Новосибирск, 2011. – 41 с.
  5. Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей. Книга для учителя [Текст]. / Ю. Е. Красный. – М., 1990. – 176 с.
PDF