ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Рузавина Валентина Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 3.5.016:514

В. А. Рузавина

V. A. Ruzavina

Рузавина Валентина Андреевна, студентка 3 курса магистратуры, КГПИ ФГБОУ ВО «Кем ГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Ruzavina Valentina Andreevna, 3-year student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

USING CASE STUDY TECHNOLOGY TO ENHANCE LEARNING ACTIVITIES

 

Аннотация. В данной статье раскрываются возможности использования технологии кейсов для активизации учебной деятельности учащихся при обучении математике. Автор раскрывает особенности построения заданий учебного кейса а также этапы проектирования и возможности их использования. Статья будет интересна практикующим учителям математики.

Annotation. This article reveals the possibilities of using case technology to activate students' learning activities when teaching mathematics. The author reveals the features of the construction of the tasks of the educational case, as well as the stages of design and the possibilities of their use. The article will be of interest to practicing mathematics teachers.

Ключевые слова: активизация учебной деятельности, технология кейсов.

Keywords: activation of educational activities, case technology.

 

Активизация учебной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Актуальность этой проблемы обуславливается поиском и необходимостью проектирования оптимальных методических приемов и средств обучения.

Одним из способов активизации учебной деятельности на уроках математики является кейс-технология. Работа с кейсом позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении поставленной в нем задачи [2].

Особенно хорошо в школьном курсе математики с этими задачами справляется учебный кейс. Он представляет собой описание реальной ситуации. Информацию для создания кейса можно искать в научных публикациях, статьях, материалах конференций и т.п.

Учебные кейсы ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретических занятий, и умений, опирающихся на полученный опыт практической деятельности учащихся.

Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения [2].

Следует отметить, что не всякий материал школьного курса можно представить в виде кейсов. Этап подбора материала для кейса самый проблемный, потому что кейс должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся и в то же время обладать множеством решений.

Технологическая деятельность учителя при использовании кейс-метода включает два этапа.

Первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.

Создание кейса является своеобразным технологическим процессом, основанными этапами которого выступают: определение раздела курса, которому посвящена ситуация; формулирование целей и задач; определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; поиск необходимой информации; создание и описание ситуации.

При этом необходимо четко сформулировать задание. Понятность изложенного материала подтолкнет более активно воспринимать информацию.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы, так и для проведения предстоящего урока.

Вместе с тем рекомендуемая структура учебного кейса должна содержать вводную часть, сформулированную проблему, фактический материал, задание, которое поможет обучающимся подойти к разрешению представленной в кейсе ситуации, сформулировать свое решение.

Второй этап работы включает в себя деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе и оценивает вклад обучающихся [1].

Так как учебные кейсы предполагают анализ проблемы и обсуждение решений в классе, то учителю необходимо заранее разработать вопросы к обсуждению. Как правило, дополнительно к кейсу разрабатываются рекомендации по его использованию, содержащие полный анализ кейса, план обучения, серию вопросов и ответов, а также заключение, в котором описаны реальные результаты решения проблемы.

Учебный кейс должен содержать достаточное количество фактического материала, описывающего реальную ситуацию, характеристики окружающей среды, что позволяет ему достигать обучающих целей.

В качестве примера предлагаем учебный кейс «Использование производной в задачах ЕГЭ по математике».

Задание кейса. Выполните три задачи (из заданий ЕГЭ), и представьте найденные решения. В случае необходимости вы можете воспользоваться подсказками. Для задания № 7 это будет группа последовательных наводящих вопросов, к заданию № 11 – алгоритм решения. К заданию № 15 есть две подсказки: первая – алгоритм решения, вторая – решение с пропусками, которые вам будет необходимо заполнить. Также вы можете попросить консультацию учителя.

В ходе выполнения заданий учащимся предлагается структурировать теоретический материал, создав памятки по теме «Производная», согласно предложенному плану в кейсах. После чего опираясь на эти памятки, ответить на вопросы для самоконтроля, сформулированные учителем. Далее перейти к решению задач, а затем к их презентации.

Использование учебных кейсов на уроках математики способствует: формированию прочных предметных знаний, развитию метапредметных умений и личностных качеств обучающихся, а также активизирует их учебно-познавательную деятельность.

Список литературы

  1. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ [Текст]. / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – 90, [2] с.
  2. Андюсев, Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей [Текст]. / Б. Е. Андюсев // Директор школы, 2010. – № 4. – С. 61-69.
PDF