ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Мустаева Светлана Рависовна , Старцева Юлия Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.1

С. Р. Мустаева, Ю. В. Старцева

S. R. Mustaeva, U. V. Starceva

Мустаева Светлана Рависовна, учитель математики, МОБУ СОШ, д. Подымалово, Уфимский район, Россия.

Старцева Юлия Викторовна, педагог-организатор, МОБУ СОШ, д. Подымалово, Уфимский район, Россия.

Mustaeva Svetlana Ravisovna, mathematics teacher, municipal general education budgetary institution secondary general education school, v. Podymalovo, Russia.

Starceva Uliya Viktorovna, teacher-organizer, municipal general education budgetary institution secondary general education school, v. Podymalovo, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS OF THE 5TH CLASS AS ONE OF THE MECHANISMS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF RURAL SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена влиянию формирования функциональной грамотности на качество обученности предмету математика в 5 классе. Приводится анализ проведенной работы в 5 классе в рамках внеурочной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the influence of the formation of functional literacy on the quality of training in the subject of mathematics in the 5th grade. The analysis of the work carried out in the 5th grade in the framework of extracurricular activities is given.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, качество образования.

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, quality of education.

 

Школа сегодня – это возможность получить образование, которое способствует развитию успешной личности и ученика, и учителя. Создать такое образование невозможно без изменений школьного задания.

А современная система образования как раз выдвигает новые требования   к формированию личности школьника. Он должен не только получить определенные знания по предметам, но и уметь применять их в жизни, то есть стать конкурентоспособной личностью. Именно поэтому развитие функциональной грамотности в ниши дни становится приоритетным.

Очевидно, что школа не просто учит ребенка читать и писать, а помогает ученикам погрузиться в текст, извлечь необходимую информацию, а затем применить ее за пределами школьного кабинета.

Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, то есть способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью организации процесса образования, включая формирование функциональной грамотности обучающихся, по шести направлениям: математическая грамотность; читательская грамотность; естественнонаучная грамотность; финансовая грамотность; креативное мышление; глобальные компетенции [1].

Что такое «функциональная грамотность» в образовании и чем она может быть полезна современным школьникам? Рассмотрим на примере.

В сентябре 2023 года в 5 классе МОБУ СОШ д. Подымалово проведена стартовая диагностика формирования математической грамотности. Обучающимся были предложены 4 варианта заданий. Время выполнения 20 минут. Анализировались следующие универсальные учебные действия:

  • использование знаково-символические (художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач (1 задание);
  • использование предметных знаний и умений при решении учебно-практических задач (проблем) (3 задания).

Работа проводилась в компьютерной форме. Ответы на задания обучающиеся вносили в компьютер с клавиатуры. Использовались следующие критерии оценивания заданий (табл. 1).

Все результаты отразились в сводной ведомости, исходя из которой, был сделан следующий анализ (рис. 1).

Стартовая диагностика показала низкий уровень сформированности математической грамотности. На заседании школьно-методического объединения учителей математики были обсуждены результаты и составлен план работы на 2 четверть 2022-2023 учебный года.

В рамках внеурочной деятельности производились занятия по 1 часу в неделю.

Особое внимание уделялось трем направлениям:

  • умение находить и отбирать информацию;
  • производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
  • интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

23 января 2023 года в 5 классе была проведена выходная диагностика. Были предложены задания аналогичные входной диагностике. В сводной таблице отражены следующие результаты (рис. 2).

Также проведен анализ качества успеваемости в 5 классе за 2 четверти по математике (рис. 3).

Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы:

  • формирование функциональной грамотности актуально для школьников;
  • развитие математической грамотности помогает обучающимся видеть структуру изучаемого материалы, ставить проблемы и используя математические факты находить методы решения;
  • дополнительные внеурочные занятие направленные на формирование математической грамотности влияют на качество усвоения предмета;
  • развитие и повышения количества математического образования готовит обучающихся к успешной сдачи ОГЭ.

В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание уделяется на развитие обучающегося, формирование его мотивационной сферы и независимого стиля мышления, также применение математических знаний в реальной жизни [2]. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. Поэтому содержание математического образования должно способствовать тому, чтобы математическая грамотность была на высоком уровне.

Список литературы

  1. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся [Текст]. / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции, 2020. – № 1 (40). – С. 123-126.
  2. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике [Текст]. / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 66-2. – С. 10-15.
PDF