МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ С АСТРОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Кошкина Наталья Ильинична

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.853

Н. И. Кошкина

N. I. Koshkina

Кошкина Наталья Ильинична, кандидат физико-математических наук, доцент, ГБ НОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова», г. Новокузнецк, Россия.

Koshkina Natalya Ilyinichna, PhD in physics, Associate Professor, Lyceum № 84 named after V. A. Vlasov, Novokuznetsk, Russia.

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ С АСТРОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

CROSS-SUBJECT TASKS WITH ASTRONOMICAL CONTENT

 

Аннотация. В статье рассмотрены примеры астрономических задач, основанных на межпредметных связях с другими учебными дисциплинами, как средство подготовки учащихся во Всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

Annotation. The article considers examples of astronomical tasks based on interdisciplinary connections with other academic disciplines as a means of preparing students for the All-Russian Olympiad of Schoolchildren in Astronomy.

Ключевые слова: межпредметные связи астрономии, Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.

Keywords: intersubject relations of astronomy, All-Russian Olympiad in Astronomy.

 

Астрономия как обязательный базовый предмет изучается обычно в 11 классе, в то время как во Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии могут участвовать школьники, начиная с 5 класса на школьном этапе, с 7 класса – на муниципальном этапе и с 9 класса – на региональном и заключительном этапе. Кроме того, параллельно с региональным этапом 9-11 классов для учащихся 7-8 классов уже второй год проводится Олимпиада им. В.Я. Струве. Всё это требует специальной подготовки учащихся, которая с необходимостью должна быть организована скорее во внеурочное время.

В статье [1] рассмотрены межпредметные связи учебных дисциплин как основа подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии. Рассмотрим теперь несколько конкретных примеров.

Ниже представлены задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии выборочно за несколько последних лет (табл. 1). Содержание заданий соответствует Методической программе [2].

Анализ программы [2] показывает, что некоторые вопросы математики и физики, показанные в программе как смежные, будут изучаться несколько позже прохождения этапов олимпиады. Это значит, что подготовку к олимпиаде по астрономии целесообразно организовать в виде межпредметного факультатива или спецкурса.

Список литературы

  1. Кошкина, Н. И. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии – II [Электронный ресурс]. / Н. И. Кошкина. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электронный научный журнал, 2022. – № 04 (79) апрель 2022. – URL : http://infed.ru/journals/107/ (дата обращения : 05.02.2023).
  2. Методическая программа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии [Электронный ресурс]. – URL : http://www.astroolymp.ru/syllabus.php (дата обращения : 07.02.2021).
PDF