ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Облиндер Юлия Владимировна , Янгулова Виктория Георгиевна , Корж Наталья Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.46

Н. С. Корж, Ю. В. Облиндер, В. Г. Янгулова

N. S. Korzh, Yu. V. Oblinder, V. G. Yangulova

Корж Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Облиндер Юлия Владимировна, учитель русского языка, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Янгулова Виктория Георгиевна, учитель начальных классов, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Korzh Natalia Sergeevna, primary school teacher, MBOU Ozernaya Secondary School No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

Oblinder Yulia Vladimirovna, teacher of native Russian, MBOU Ozernaya Secondary School No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

Yangulova Victoria Georgievna, primary school teacher, MBOU Ozernaya Secondary School No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

LEXICAL WORK IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPING THE ACCURACY OF SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития точности речи младших школьников, приводятся примеры заданий на обогащение и активизацию словаря младших школьников на уроках русского языка в результате лексической работы.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing the accuracy of speech of younger schoolchildren, examples of tasks for enriching and activating the vocabulary of younger schoolchildren in Russian lessons as a result of lexical work are given.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, точность речи, обогащение и активизация словаря, лексическая работа.

Keywords: system-activity approach, speech accuracy, vocabulary enrichment and activation, lexical work.

 

В своей деятельности педагог опирается на Федеральный государственный стандарт образования, где основой всему является системно-деятельностный подход, который предполагает: «…воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [4]. Также соответствуя Стандарту, в итоге формируется личность, «…умеющая слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [4].

Исходя из поставленной цели, вырисовывается ряд задач коммуникативного характера, то есть, как же педагогу посредством урочных занятий развить грамотную, ясную, выразительную, логичную речь, где ученик без труда сможет выразить и донести суть своей мысли, с легкостью воспримет смысл слов своего оппонента. Таким образом, очень важна точность речи.

Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, для этого нужно хорошо знать предмет или факт, и иметь достаточные знания русского языка. По определению Б. Н. Головина: «Точность речи, как одно из коммуникативных качеств характеризует речь со стороны ее содержания» [3]. Также по его словам точность речи предполагает следующее:

  1. знание предмета речи;
  2. знание языковой системы;
  3. прочные речевые навыки.

Отсюда вытекает, что точность речи тесно связана с познаниями в лексике. Изучение раздела «Лексика», предусматриваемым ФГОС, дает потенциал для решения этой задачи. По определению, лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав. Со словом как единицей языка младшие школьники встречаются с первых шагов обучения и на протяжении всего курса изучения русского языка, так как слово – это основа, как для предложения, так и для любого высказывания. Лексикология и семантика способствуют точному выбору слова, накоплению в памяти учащихся новых слов и их значений, обеспечивают потребности речи, общения, выражение своей мысли [4].

Количественные обогащения словаря позволяет развивать внимание младших школьников к значениям и употреблению слов, формируется потребность в выборе нужного слова для выражения собственной мысли. Формируя интерес к лексике, автоматически развивается интерес к русскому языку. Овладевая словарным богатством языка, неизбежно развитие личностных характеристик и общей культуры ученика, и как следствие, высокоразвитое, прогрессивное общество.

Речевое развитие учащихся – это лексическая работа, направленная на обогащение, уточнение и активизацию словаря ученика, проводимая целенаправленно на любых этапах уроках русского языка. Предметами лексической работы являются следующие понятия: синонимы и омонимы, антонимы и паронимы, фразеологизмы, тропы, историзмы, архаизмы, заимствованные и многозначные слова.

По словам экспертов, словарь младших школьников единообразен, невыразителен, частое повторение одних и тех же слов, очень мало глаголов и прилагательных, неумение точно выразить свои мысли или передать рассказ.

Обогащение словаря – это одна из сторон словарной работы. Важно, чтобы ребенок не просто знал значение большого количества слов, но и умел употреблять их в речи. Перевод слов из пассивного в активный словарь, т. е. употребление новых слов в собственной речевой практике в методике называется – активизацией словаря [4].

Основная цель словарной работы заключается в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать необходимое в данной ситуации слово.

В начале учебного года детям предлагается записывать на листах непонятные слова из книг, газет, журналов, прослушанных радио и телепередач. Через какой-то промежуток времени составляем с учащимися небольшие тематические словари, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Для создания интереса учащихся к словарной работе используется прием выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации, что позволяет привлечь внимание школьника, «включить» его интерес и эмоции в самом начале работы с текстом, воздействовать на нравственно-этические качества ученика, углублять его знания об окружающем мире [1].

Процесс выполнения текстового упражнения средствами субъективизации представляет хорошо продуманный, последовательно осуществляемый, логически завершенный процесс. В нем выделяют два этапа: подготовительный и основной.

На основном этапе учащиеся записывают текст (или его часть) и последовательно выполняют несколько заданий. Первое – по орфографии, второе – по синтаксису, третье – по другим разделам языка. В одно из них может включаться задание по изучаемой теме урока. Обычно эти задания носят нетрадиционный поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получали точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются ориентиры для ее нахождения и действия, которые учащимся необходимо осуществить с найденным языковым материалом [2].

Поисковые действия носят разнообразный и постепенно усложняющийся характер. Объем текста. Степень сложности заданий на подготовительном и основном этапе определяет учитель, исходя из дидактических целей урока и уровня подготовки учащихся.

Такие задания включают:

  1. Восстановление предложений текста по смыслу.
  2. Восстановление пропущенных слов в предложениях текста.
  3. Восстановление текста через нахождение предложения, выражающего обобщенную мысль, и частых подтверждений.
  4. Восстановление текста по смыслу.
  5. Восстановление слов текста по имеющимся в них орфограммам и т. д. [1].

Создание мотивационной основы обогащения словаря детей опирается на поисковые, проблемные методы, приемы субъективизации, придания личностной значимости слова, актуализации и активации словаря, что является важнейшим стимулом грамматической, лексической, коммуникативных сторон речи учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Усваивает его нормы, правила. К основным требованиям речи относятся: правильность, логичность, содержательность, владение механизмами языка, выразительность, точность. Для того, чтобы речь была грамотной, эмоциональной, нужно начинать ее развитие с раннего периода, а именно в начальной школе.

Поэтому главной задачей учителя младших классов в этот период является создание благоприятной речевой среды. Условия для получения наилучшего результата.

Список литературы

  1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст]. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2008. – 386 с.
  2. Бобровская, Т. В. Активизация словаря младших школьников [Текст]. / Т. В. Бобровская // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 51.
  3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие [Текст]. / Б. Н. Головин. – М. : АСТ, 2010. – 335 с.
  4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах учебное пособие для высших педагогических учебных заведений [Текст]. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 474 с.
PDF