ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ. ТЬЮТОРСТВО В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Иванчихин Виталий Георгович , Васильев Алексей Алексеевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.857

В. Г. Иванчихин, А. А. Васильев

V. G. Ivanchihin, А. А. Vasiliev

Иванчихин Виталий Георгович, ст. преподаватель, доцент, КГПИ «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Васильев Алексей Алексеевич, зам. директора по УВР, учитель физики, МБ НОУ «Лицей № 111»; доцент кафедры МФММ, КГПИ (ФГБОУ ВО КемГУ); педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»», г. Новокузнецк, Россия.

Ivanchikhin Vitaly Georgovich, lecturer, associate professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute «Kemerovo State University», Novokuznetsk, Russia.

Vasiliev Alexey Alekseevich, Deputy Director of the Department of Internal Affairs, physics teacher of MB KNOW «Lyceum No. 111»; associate Professor of the Department of MFMM, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute «Kemerovo State University»; teacher of additional education, MBU DO «Center for Children's (Youth) technical creativity "Meridian"», Novokuznetsk, Russia.

 

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ. ТЬЮТОРСТВО В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

THE EXPERIENCE OF STUDYING THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE LYCEUM. TUTORING IN THE PRACTICE OF FUNCTIONAL LITERACY FORMATION

 

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «функциональная грамотность» через составляющие ее компетенции. Представлен опыт изучения психологических аспектов личности школьников, являющихся основой для развития функциональной грамотности. Выявлены психолого-педагогические дефициты личностных особенностей, обучающихся при работе с текстом, при организации работы в малых группах, парах постоянного и сменного состава во время организации коммуникативной работы при проведении внеурочных занятий. В статье приводятся предложения по организации внеурочных занятий для формирования функциональной грамотности обучающихся лицея.

Annotation. The article reveals the content of the concept of «functional literacy» through its constituent competencies. The experience of studying the psychological aspects of the personality of schoolchildren, which are the basis for the development of functional literacy, is presented. Psychological and pedagogical deficiencies in the personal characteristics of students when working with text, when organizing work in small groups, pairs of permanent and shift composition during the organization of communicative work during extracurricular activities are revealed. The article provides suggestions for organizing extracurricular activities for the formation of functional literacy of lyceum students.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ключевые компетенции, условия формирования функциональной грамотности, педагогические дефициты, внеурочная деятельность, результаты педагогического наблюдения, образовательные результаты, коммуникативные универсальные учебные действия, работа с аутентичными текстами, организация занятий.

Keywords: functional literacy, key competencies, conditions for the formation of functional literacy, pedagogical deficits, extracurricular activities, results of pedagogical observation, educational results, communicative universal learning activities, work with authentic texts, organization of classes.

 

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. Понятие «функциональная грамотность» объединяет читательскую [1], математическую, естественнонаучную [3, 6], финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность – важнейший мета предметный результат обучения [2, 4]. Кроме того, это понятие включает в себя креативное мышление. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны [13]. Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Важным аспектом функциональной грамотности является математическая грамотность. Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью [11, 12].

Без учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся эта деятельность представляется нам не вполне продуктивной. Первое направление – учет возрастных особенностей обучающихся при разработке заданий на формирование и оценку функциональной грамотности [8, 9, 10]. Например, для 15-летних школьников (для возраста которых характерно теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти) задания формулируются в виде текста, что вполне логично. Для младших школьников такая же форма предъявления заданий будет не вполне адекватной. Примерно с 12 лет дети начинают осваивать мир теоретического мышления [10]. То есть одно и то же, по сути, задание должно быть предъявлено разным возрастным категориям школьников в разной форме. В среднем школьном возрасте (от 11 до 15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками, что может проявляться в творческой, общественной, спортивной деятельности [14]. При прочих равных условиях задания на формирование функциональной грамотности для младших школьников должны позволять проявлять собственную индивидуальность, накопленный опыт, находить нестандартные решения, а для школьников среднего школьного возраста – должны быть ориентированы на работу в группе сверстников, обмен мнениями, расширение социального взаимодействия.

Учитывая указанные психологические особенности деятельности обучающихся, нами была выдвинута идея о формирование функциональной грамотности обучающихся через систему внеурочных занятий [7]. Особенностью этих занятий мы определили не только плотное дидактическое оснащение, но и учет межличностной коммуникации обучающихся, их взаимодействие в группах, парах постоянного и сменного состава. Для оценки начального уровня сформированности основных, функциональных компетенций и навыков межличностного общения нами было проведено предварительное педагогическое наблюдение, результаты которого педагоги лицея отражали в анкете (табл. 1). В педагогическом наблюдении участвовали обучающиеся 7 «А», 10 «А» и 11 «Б» классов.

Как видно из представленной анкеты, помимо навыков работы с текстом, данное педагогическое наблюдение предполагало изучение коммуникативных универсальных учебных действий и таких общеинтеллектуальных компетенций, направленных на демонстрацию навыков обобщения, представление результатов обобщения, разработка алгоритмов решения проблемы и применения полученных навыков и знаний в новой ситуации [8, 9]. Именно на эту психологическую особенность нами решено было сделать акцент, учитывая взаимосвязь навыков функциональной грамотности и организации общения обучающимися в малой группе. Анкета предполагала качественную оценку изучаемых компетенций, обучающихся и их количественное выражение, что существенно облегчает обработку полученной информации.

При анализе предварительных промежуточных результатов, полученных при обработке полученных при помощи этой анкеты, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, анализируя данные об образовательных результатах (рис. 1), мы обратили внимание на некоторые недостаточные показатели у обучающихся 7 «А» класса.

Особенно обращает внимание на эти показатели в контексте формулировании проблемы прочитанного текста, выделения нужной информации и разработка алгоритма решения проблемы. Мы считаем, что полученные результаты объясняются возрастными особенностями обучающихся, для которых характерен процесс начала формирования абстрактного мышления при его переходе от конкретного. У обучающихся 10 «А» и 11 «Б» эти компетенции сформированы на удовлетворительном и хорошем уровнях, хотя обращает на себя внимание лишь удовлетворительный уровень такой компетенции, как «отражение фактов» в интерпретации текста. Во-вторых, в группе коммуникативных общеучебных действий обучающиеся способны организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (рис 2).

Эти компетенции в большей степени сформированы у обучающихся 10 «А» и 11 «Б» классов по сравнению с учащимися 7 «А» класса. Это нами отмечается, как положительный факт, поскольку именно в этом мы находим психолого-педагогическую базу, фундамент для организации занятий для формирования функциональной грамотности на хорошем и отличном уровнях своего развития. В-третьих, при организованном педагогическом наблюдении за сформированностью элементов читательской грамотности при чтении и анализе аутентичных текстов мы обратили внимание на хороший уровень понимания прочитанного у обучающихся всех трех наблюдаемых классов (рис. 3).

Вместе с тем, нами отмечен удовлетворительный уровень сформированности такой компетенции, как поиск необходимой информации в тексте. Это соотносится с полученными нами данными о компетенции «выделение информации» в блоке образовательных результатов. Объяснить полученные результаты мы можем нерегулярностью и несистематичностью такой работы в учебной деятельности обучающихся. Следовательно, мы считаем, что эту работу необходимо считать приоритетной при организации занятий по формированию функциональной грамотности, как на уроках, так и при организации внеурочной деятельности. Помимо этого, необходима просветительская работа, как с сообществом обучающихся, так и с родителями, о необходимости и актуальности такого рода работы и на учебных занятиях, и в процессе обучения в дальнейшем. Таким образом, полученные предварительные промежуточные результаты привели нас к пониманию того, как могут быть организованы занятия по формированию функциональной грамотности. Для нас сейчас очевидно, по меньшей мере, три направления.

Первый – через сами задания, которые используются для формирования функциональной грамотности [2, 6]. Для достижения мотивационного эффекта заданий по функциональной грамотности необходимо, чтобы они были максимально приближенными к реальной жизни, в которой предстоит действовать этим школьникам.

Второй путь заключается в повышении интереса к вопросам формирования и развития функциональной грамотности через использование игровых технологий [2, 5], то есть использование методов, приемов, которые будут стимулировать интерес школьников к функциональной грамотности. Нельзя однозначно утверждать, что это вопрос психологический, в том числе и педагогический. И об этом – в третьем направлении.

Третье направление – соответствующие педагогические технологии [5]. Уровень функциональной грамотности проявляется в умении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний. Знания служат именно основой, но никак не показателем грамотности. Таким образом, нам представляется, что положительный результат формирования функциональной грамотности возможен только при условии, когда этот процесс организован как вид деятельности, которым занимаются школьники, и направлен на формирование тех или иных типов деятельности, которые будут востребованы в реальной будущей жизни. Отсюда, возрастает роль функциональной грамотности как основы безопасности жизнедеятельности и в этой связи востребованность новых видов грамотности, меняется содержание уже освоенных ее видов.

Список литературы

  1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения [Текст]. / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 49-51.
  2. Алхатова, Т. С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования [Текст]. / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность, 2020. – № 1. – С. 64-66.
  3. Гречишкина, О. И. Задания по функциональной грамотности по биологии для 8 класса на тему «Ткани, органы и системы органов» [Текст]. / О. И. Гречишкина // Информобразование, 2020. – № 1. – С. 96-99.
  4. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе [Текст]. / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции, 2020. – С. 250-255.
  5. Кириллова, О. А. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся [Текст]. / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования, 2019. – № 1 (74). – С. 246-248.
  6. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования [Текст]. / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск, 2020. – С. 116-125.
  7. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся [Текст]. / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции, 2020. – № 1 (40). – С. 123-126.
  8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие [Текст]. / А. Н. Леонтьев; науч. ред. и предисл. Д. А. Леонтьева. – 2-е изд., стер. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 345 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие [Текст]. / А. Н. Леонтьев // под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. 5-е изд., стер. – Москва : Смысл : Академия, 2010. – 509 с.
  10. Немов, Р. С. Психология. Учебник для вузов. [Текст]. / Р. С. Немов // В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 4-е изд. – М. : Владос, 2018. – 606 с
  11. Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности [Текст]. / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 14-16.
  12. Федорова, Е. И. Логическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности [Текст]. / Е. И. Федорова // Современная образовательная среда: теория и практика: сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. ФГБОУ ВО «Чувашский гос. ун. им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный гос. ун. им. К. Жубанова. – Чебоксары, 2020. – С. 47-49.
  13. Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников [Текст]. / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным уч., 2020. – С. 95-98.
  14. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов [Текст]. / И. В. Шаповаленко. // 3-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2020. – 457 с.
PDF