ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ НА НАПРАВЛЕНИЯ УГСН 38.00.00 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КГПИ ФГБОУ ВО «КЕМГУ»)

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Митьковец Юрий Михайлович , Баранова Алёна Павловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.047

Ю. М. Митьковец, А. П. Баранова

Yu. M. Mitkovets, A. P. Baranova

Митьковец Юрий Михайлович, студент 4 курса ФИМЭ, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Баранова Алёна Павловна, ст. преподаватель, кафедра экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Mitkovets Yuri Mikhailovich, 4rd year student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Baranova Alyona Pavlovna, Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ НА НАПРАВЛЕНИЯ УГСН 38.00.00 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КГПИ ФГБОУ ВО «КЕМГУ»)

THE PROBLEMS OF ATTRACTING APPLICANTS TO THE AREAS OF THE UGSN 38.00.00 «ECONOMICS AND MANAGEMENT» OF FULL-TIME EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE KSPI FGBOU VO «KEMGU»)

 

Аннотация. В статье подчеркнута проблема снижения количества контингента обучающихся в высших учебных заведениях г. Новокузнецка по экономическим и управленческим направлениям подготовки и специальностям. В связи с чем предложены как профориентационные, так и финансовые механизмы мотивации поступающих.

Annotation. The article highlights the problem of reducing the number of students in higher educational institutions in Novokuznetsk in economic and managerial areas of training and specialties. In this regard, both career guidance and financial mechanisms for motivating applicants are proposed.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная ориентация, экономика и управление.

Keywords: higher education, professional orientation, economics and management.

 

Учреждения высшего образования юга Кузбасса с каждым годом сталкиваются с проблемой отрицательной динамики контингента по экономическим и управленческим образовательным программам. Ситуация осложняется ежегодным отсутствием в большинстве вузов контрольных цифр приема на направления бакалавриата и специалитета по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление», а в текущих социально-экономических условиях снижается и количество студентов, принятых на места с оплатой стоимости обучения. Анализ результатов зачисления студентов на первый курс в городе Новокузнецке (СибГИУ, филиал КузГТУ, КГПИ КемГУ) за последние пять лет по данной укрупненной группе демонстрирует неутешительную динамику сокращения зачисленных в 2022 году в сравнении с 2018 на 39 %. Это может способствовать в дальнейшем переизбытку спроса на рынке труда на компетентных специалистов.

КГПИ КемГУ имеет длительный опыт подготовки по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и с 2021 года – по специальности «Экономическая безопасность». Проблема усугубляется тем фактом, что за анализируемый пятилетний период параллельно общегородской тенденции снижения контингента по выбранным образовательным программам значительно снижается удельный вес КГПИ КемГУ в общем объеме первокурсников (рис. 1). Если в 2018 году 70 % первокурсников приходились на КГПИ КемГУ, то к 2022 году этот показатель сократился до 47 %.

Такой тенденции может способствовать ряд причин. Во-первых, бюджетные места на УГСН «Экономика и управление» выделялись в вузы города Новокузнецка только на 2020 год приема. Во-вторых, анализ приказов об установлении стоимости обучения для первокурсников очной формы обучения в КГПИ КемГУ за 2018-2022 гг. продемонстрировал рост на 26 %. Но принимая в учет индекс цен, получаем, что фактически рост составил всего 6 %, следовательно, проблема заключается в целом в снижении платежеспособности населения, вызванной, в том числе, ростом безработицы в период пандемии. В-третьих, более половины выпускников 9-х классов отдают предпочтение среднему профессиональному образованию.

В условиях особенной государственной поддержки приоритетных направлений [1], откуда исключена анализируемая УГСН, встает необходимость в ее популяризации, повышению активности работы с потенциальными абитуриентами на этапах ранней профориентации, снижение финансовой нагрузки на контрактных обучающихся.

Предлагаемые профориентационные мероприятия по направлениям бакалавриата и специалитета в рамках УГСН «Экономика и управление».

  1. Серия онлайн-семинаров «ПРОбществознание». Основной целью является разбор типовых заданий в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию по блокам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» и «Политика». Размещение на площадке Вконтакте с предварительной регистрацией.
  2. Олимпиада для школьников 10-11 классов и студентов СПО «Экономика и управление» (заочный и очный этапы).
  3. Гаджет-кросс «ПРОФнавигатор» для школьников 8-11 классов. Предполагает командную игру на территории одного из районов города, участники с маршрутными листами выполняют задания по решению вопросов местного значения.
  4. «Коммуникатор» – коммуникативные бои, направленные на выявление лидеров. Мероприятие проводится на площадке среднего общеобразовательного учреждения по предварительному согласованию.
  5. «PR-игра. Теперь я депутат» – игра, направленная на создание собственной предвыборной кампании, развитие навыков деловых коммуникаций. Мероприятие проводится на площадке среднего общеобразовательного учреждения по предварительному согласованию.
  6. «Форт Боярд – разделяй и властвуй» – квест-викторина для школьников 8-11 классов, направленная на решение кейсов по экономике и управлению.
  7. «Балансируем с опорным вузом» – мастер-класс на площадке среднего общеобразовательного учреждения по составлению баланса на бытовых примерах для школьников 8-11 классов.
  8. Семинар-практикум «Бизнес-план для чайников» для заинтересованных начинающих предпринимателей (целевая аудитория – родители абитуриентов).
  9. Открытые онлайн-семинары по актуальным современным проблемам общества в сфере экономики и управления, рубрика вуза «Эксперт отвечает» (целевая аудитория – родители абитуриентов).

Однако необходим комплексный подход к обозначенной в статье проблеме, и наряду с предложенными мероприятиями актуален пересмотр действующего финансового рычага стимулирования абитуриентов в виде скидок к стоимости платного обучения. Таким образом может быть достигнут положительный эффект в виде прироста соответствующего контингента первого курса.

Список литературы

  1. Акт правительства Российской Федерации «Распоряжение Правительства РФ Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» от 06.01.2015 № 7-р [Текст]. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015.
PDF