ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Кадирова Лола Алимджановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 334.784

Л. А. Кадирова

L. A. Kadirova

Кадирова Лола Алимджановна, доцент, кафедра Методики преподавания информатики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Узбекистан.

Kadirova Lola Alimdjanovna, assistant professor, Department of Methods of Teaching Informatics, Andijan State University, Andijan, Uzbekistan.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE ASPECT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению тенденций развития системы высшего образования в свете реализации Концепции «развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

Annotation. This article is devoted to the review of trends in the development of the higher education system in the light of the implementation of the Concept of «development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan until 2030».

Ключевые слова: система образования, концепция, рынок труда, компетентностный подход.

Keywords: education system, concept, labor market, competence approach.

 

Исходя из требований современного рынка, в результате анализа социальной и экономической ситуации в республике разработана «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» [1], базисом которой является объединение достижений науки, современного образования и реального производства в целях повышения уровня образования, подготовки высококвалифицированных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, повышения возможностей по международному сотрудничеству, а также обеспечения исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года N ПП-4391 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования».

Реализация мер, предусмотренных в вышеуказанной Концепции, позволяет поступательно приближаться к достижению стратегических целей, работать по приоритетным направлениям, решать задачи, позволяющие поэтапно развивать систему высшего образования в Республике Узбекистан.

Развитие человеческого капитала в стране направлено на обеспечение запросов рынка труда с целью поступательного социально-экономического развития, модернизации страны. Актуальной задачей для достижения высокого уровня жизни в стране нужны креативно мыслящие профессионалы, способные быстро реагировать на изменения на рынке и принимать взвешенное решение для реализации своих интеллектуальных способностей национальные кадры.

В республике созданы все условия для повышения уровня охвата высшим образованием. В сравнении с 2019 годом, когда в стране было 114 высших учебных заведений, на сегодняшний день в стране 141 вуз, что на 23 % повышает возможности по получению высшего образования внутри страны.

В образовательный процесс на всех уровнях образования активно включается применение информационных компьютерных технологий. Что касается средних школ, то тут широко используется ведение электронного журнала kundalik.uz.

В высшей школе реализуется национальная образовательная платформа adu.hemis.uz. В настоящее время на данной платформе ведётся учет посещаемости, общение со студентами онлайн, выставление лекционных материалов и практических заданий, возможность провести тестирование и объективно оценить приобретённые знания. Можно в режиме онлайн получить справку о прохождении учёбы в вузе и диплом. Так же ведется учет учебно-методической и научной деятельности преподавателей. Информация об опубликованных статьях, учебниках, учебных пособиях, патентах, авторских свидетельств и др.

Широкое распространение получило введение в оценку деятельности преподавателя KPI – ключевые показатели эффективности сотрудника, выраженные в числах и помогающие измерить степень достижения целей, уровень его эффективности.

При вычислении KPI сотрудника вуза, предполагается исходить из того, насколько он вовлечён в решение актуальных задач образования, актуальных проблем современности, степень вовлечения им в решение этих проблем молодёжи, обучающейся в вузе.

В оценке эффективности специалиста вуза учитывается и духовно-просветительская, воспитательная работа со студентами.

В данное время весьма актуален вопрос привлечения работодателей к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов. Нами разработана схема взаимодействия заказчика кадров с вузами, согласно которой появляется возможность реализации взаимных контактов (рис. 1), на основе компетентностного подхода (competence-based education, CBE) в подготовке кадров.

Таким образом, главной задачей высших учебных заведений становится подготовка выпускников, способных полагаться исключительно на себя и в процессе профессиональной деятельности решать возникающие жизненные проблемы. В связи с чем, методы и формы обучения должны основываться на компетентностном подходе и удовлетворять запросы региональных работодателей.

Объединение усилий рынков труда и образование невозможно без обретения вузами академической самостоятельности, что позволяет строить образовательные программы с учетом запросов рынка труда, формировать у выпускников актуальные среди работодателей компетенций.

Наряду с решением задачи интеграции науки, образования и производства стоит задача обеспечения финансовой самостоятельности высших образовательных учреждений, что даст возможность укреплению их материально-технического потенциала, даст толчок для системного развития высших образовательных учреждений и совершенствованию их управленческой деятельности. На передний план выходит борьба с коррупционными схемами в системе высшего образования; повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования, обеспечение ее признания на международном уровне, конкурентоспособности и много других задач, которые предстоит решать в рамках реализации Концепции.

Список литературы

  1. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [Электронный ресурс]. Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847. Национальная база данных законодательства, 9 октября 2019 г. – URL: www.lex.uz|/ (дата обращения : 10.01.2023).
  2. Кадирова, Л. А. Прогнозирование потребности в выпускниках вузов на международном рынке труда посредством реализации технологий обработки больших массивов данных [Электронный ресурс]. / Л. А. Кадирова. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электронный научный журнал, 2022. – № 05 (80) сентябрь. – URL : http://infed.ru/articles/1302/ (дата обращения : 11.01.2023).
PDF