РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Головкова Лариса Александровна , Данилова Ольга Григорьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 336.1

Л. А. Головкова, О. Г. Данилова

L. A. Golovkova, O. G. Danilova

Головкова Лариса Александровна, заместитель директора по учебной работе, МАОУ «СОШ № 4», г. Заводоуковск, Россия.

Данилова Ольга Григорьевна, учитель иностранного языка, МАОУ «СОШ № 4», г. Заводоуковск, Россия.

Golovkova Larisa Alexandrovna, deputy of the principal, School № 4, Zavodoukovsk, Russia.

Danilova Olga Grigorievna, teacher of the english language, School № 4, Zavodoukovsk, Russia.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPLEMENTATION OF FINANCIAL LITERACY AT SCHOOL USING DIGITAL TECHNOLOGIES.PRESENTATION OF WORK EXPERIENCE

 

Аннотация. Актуальность применения основ финансовой грамотности в школе определена как приоритет национальной политики нашей страны, и кроме того является одной из форм проверки функциональной грамотности школьников. Проект реализации по финансовой грамотности в МАОУ «СОШ 4» и филиалах школы сосредоточено на повышении уровня финансовой грамотности обучающихся через применение разнообразных форм и методов для достижения цели. В данной статье рассматривается вопрос представления опыта работы по данному направлению через наиболее эффективные способы по организации, подготовке и практическому применению основ финансовой грамотности для начального, среднего и старшего звена в школе.

Annotation. The relevance of applying the basics of financial literacy in school is defined as a priority of the national policy of our country, and in addition is one of the forms of checking the functional literacy of schoolchildren. The implementation of the financial literacy project in the MAOU «Secondary School 4» and the branches of the school is focused on improving the level of financial literacy of the students through the usage of various forms and methods to achieve the goal. This article discusses the issue of presenting work experience in this area through the most effective ways of organizing, preparing and practical application of the basics of financial literacy for primary, secondary and senior levels at school.

Ключевые слова: финансовая грамотность, актуальность, проект, прикладной курс, приоритет, опыт, реализация.

Keywords: financial literacy, relevance, project, applied course, priority.

 

C 2018 МАОУ «СОШ №4» реализует программу финансовой грамотности для школьников РФ. Проект, который курирует отделение Центрального Банка России в городе Тюмень, введён в действие в рамках проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [1].

Для школьников школы целью проекта является повышение финансовой грамотности и формирование финансового поведения.

Задачи проекта:

  • создание условий для реализации Проекта (кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение, адаптация образовательных программ, разработка и использование контрольно-измерительных материалов);
  • участие в интеллектуальных конкурсах, творческих мероприятиях;
  • оценка эффективности внедрения проекта «Реализация прикладного курса [1].

Являясь одной из компетенций, которая исследует достижения учащихся, проект включает в себя необходимые знания и понимания основных финансовых продуктов, финансовых понятий и рисков. Также немаловажным фактором является владение способностью принимать эффективные решения в ситуациях финансового рынка.

В Федеральном проекте «Современная школа» утвержден перечень и определены уровни владения базовыми знаниями и навыками для обучающихся образовательных организаций, в том числе в области «гибких» метапредметных и цифровых компетенций, финансовой и правовой грамотности, в том числе обновлены примерные программы [2].

В рамках работы Х Международного Гайдаровского форума – 2019, проходившем в январе в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Москва, спикерами и участниками были рассмотрены и обсуждены основные риски для населения РФ, а именно кредитная нагрузка и её рост, мошенничество, права и их нарушение в сфере финансовых услуг, нехватка доходов, чрезмерно большие расходы.

Поэтому, в реализуемом Проекте дети рассматриваются как канал воздействия на родителей. Отмечено, что школьники смогут повлиять на своих родителей, и уже через 10-15 лет «население станет финансово грамотным» [3]. Исходя из этого подготовлены УМК для учащихся различных возрастных групп. В настоящее время вопросы, связанные с формированием финансовой грамотности выпускников школ и предусмотренные стандартом основного общего и среднего общего образования, включены в предмет «Обществознание», раздел «Экономика», предмет «Экономика» [4].

Школа играет важную роль в финансовом образовании учащихся. В МАОУ «СОШ № 4» прикладной курс «Финансовая грамотность» внедряется через внеурочную воспитательную деятельность и работу классных руководителей, интегрированные уроки, проектную работу, постоянную работу с банками и систематическое самосовершенствование с области финансов литературы.

В реализацию Проекта включились 34 педагога, 12 прошли квалификационные курсы, организованные Высшей школой экономики, по теме «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Пять педагогов прошли курсы в очном формате на базе НИУ ВШЭ в г. Москва.

Реализация образовательных программ проходит с учетом ФГОС, и обязательно содержат цели, задачи, планируемые результаты и содержание с указанием количества часов на каждую тему.

Ярким примером формирования финансовой грамотности в урочной деятельности являются уроки обществознания. К примеру, в 6 классе на уроках обществознания, согласно рабочей программе в главе «Семья» рассматривается тема «Семейное хозяйство», где описывается совместный семейный труд, сравнивается домашнее хозяйство городского и сельского жителя. В 9 классе тема «Экономика», как самостоятельная не изучается. Рассматривается только через тему «Право». В 10 классе на изучение темы «Экономика» согласно, рабочей программе педагога отводится 9 часов, в 11 классе 28 часов. В курсе «Обществознания» учащимся 10-11 класса, кроме теоретического материала, предлагается и практический материал (решение задач).

Финансовая грамотность формируется и при изучении математики. В содержании общеобразовательного курса имеются задачи с финансовой направленностью, это значит, что при изучении математики формируются навыки и компетенции финансовой грамотности учащихся. В 5-6-х классах школьники знакомятся с долями, дробями, процентами, они уже обладают вычислительными навыками. К примеру, «Решение задач на уравнивание» в 5-х классах, «Столбчатые и круговые диаграммы» в 6-х классах. На этих уроках учащиеся строят диаграммы распределения семейного бюджета. На уроке в 6 классе при прохождении темы дробей, учащиеся также решают задачи на оптимальный выбор подходящего оборудования. В курсе алгебры 8 класса учителя предлагают учащимся решить ситуации, связанные с изменением процента наценки, процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом. В курсе алгебры 9 класса, изучая степени с целыми показателями и формулы суммы арифметической и геометрической прогрессии, появляется возможность вывести формулы депозита и кредита, в которых как раз для упрощения вычислений в составленных математических моделях применяются и вычисления со степенями, и сумма геометрической прогрессии. Учителям важно в процессе использования в учебном материале экономических задач формировать у учащихся понимание, что экономические задачи и задания, связанные с финансовой математикой, есть в контрольно-измерительных материалах на итоговой аттестации. Поэтому педагоги включают в уроки прорешивание заданий из материалов ОГЭ и ЕГЭ по математике. Кроме того, это повышает мотивационный аспект обучения.

Формирование финансовой грамотности идет и на уроках иностранных языков. Так, в 7 классе в процессе изучения модуля «Планы на будущее», на уроках немецкого языка по темам: «Профессия», «Производственная практика», учащиеся знакомятся с различными профессиями, в том числе, которые связаны с оборотом денежных средств (продавец, банкир и т.д.), с понятием «заработная плата», «доход». В 8 классе в процессе изучения модуля «Школьный обмен», урок 11-12 «Школьный обмен», урок 13-14 «Проживание в «гостевой» семье»», учащиеся знакомятся с мировыми валютами. На этапе мотивации к изучению темы для того, чтобы у ребят сложилось начальное представление о предстоящей работе, им предлагают вопросы для обсуждения: «Куда тратятся твои карманные деньги? Как ты экономишь карманные деньги». Учащиеся знакомятся со статистикой о накоплении финансов их сверстниками. Учебный материал урока помогает задуматься о том, насколько ученики сами финансово грамотные. В процессе изучения модуля «Наши праздники» на уроках разыгрывается одна из ситуаций – поход в кафе/ресторан. Условие – лимит финансовых средств, которые «гости кафе» могут потратить. На уроках «Праздники в Германии, Австрии, Швейцарии» идет обсуждение стоимости подарков, которые дарят на различные праздники [5].

Проведение входного и выходного тестирования – одно из обязательств опорной школы. Данная работа составлена как тест, разработанной в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [1]. Учащиеся с 3-го по 7-ой класс тестируются по составленным материалам педагогами и администрацией школы.

Педагогический состав школы постоянно принимают участие в профессиональных конкурсах и семинарах:

  • участие в рамках работы Х Международного Гайдаровского форума – 2019 (как эксперты);
  • муниципальная августовская конференция педагогических работников;
  • участие в конкурсе образовательных программ с методической разработкой урока по теме «Расходы семьи» 2019 год;
  • 1 место в муниципальном конкурсе по использованию ИКТ в образовательном процессе, номинация Современная школа (национальный проект «Развитие образования»): развитие финансовой грамотности – обобщение опыта, авторские разработки дидактических материалов, 2020 год;
  • 2 место в муниципальном конкурсе по использованию ИКТ в образовательном процессе, номинация Современная школа (национальный проект «Развитие образования»): развитие финансовой грамотности – обобщение опыта, авторские разработки дидактических материалов, 2020 год;
  • 3 место в муниципальном конкурсе по использованию ИКТ в образовательном процессе, номинация Современная школа (национальный проект «Развитие образования»): развитие финансовой грамотности – обобщение опыта, авторские разработки дидактических материалов, 2020 год;
  • III Всероссийский конкурс методических разработок по финансовой грамотности «Контрольно-измерительные материалы для входного тестирования учащихся 3-4, 5-7 классов по реализации прикладного курса «Финансовая грамотность» в рамках обязательства опорной школы по внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс»», 2020 год;
  • III Всероссийский конкурс методических разработок по финансовой грамотности, методическая разработка мероприятия «Учимся считать финансы», «Что такое деньги и откуда они пришли?» (4 педагога), 2019 год.

Одна из форм работы, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, - представление открытых уроков в рамках муниципальных единых методических дней. Ежегодно, в рамках проведения муниципальных единых методических дней педагоги открывают уроки и мероприятия по вопросам формирования финансовой грамотности учащихся в учебной и внеучебной деятельности. К примеру, в 2019-2020 учебном году на едином методическом дне было представлено внеклассное мероприятие «В мире денег» в рамках реализации прикладного курса «Финансовая грамотность», 8-е классы. В 2020-2021 учебном году в рамках муниципального постоянно действующего семинара «Школа руководителя» открыт урок окружающего мира во 2 классе с использованием цифровых образовательных ресурсов по формированию финансовой грамотности. В 2021-2022 году в рамках ЕМД представлены уроки: математики и информатики «Длина ломаной», 2 класс; урок математики «Десятичная запись дробных чисел», 6 класс, в которых использован учебный материал, направленный на формирование основ финансовой грамотности обучающихся. Ежегодно на педагогических советах педагоги обобщают опыт работы по теме: «Формирование финансовой грамотности на всех предметах учебного плана» [5].

Образовательная организация осуществляет активное сотрудничество с отделением Тюмень Уральского ГУ Банка России. Реализуются различные формы взаимодействия. В работах педагогических советов принимают участие сотрудники Банка России. На одном из педагогических советов в активной форме были представлены продукты Банка, которые используют педагоги в проведении учебных занятии и внеклассных мероприятий в течение учебного года. Также в работе педагогических советов принимают участие директор Заводоуковского представительства фонда предпринимателей «Инвестиционное агентство Тюменской области», сотрудники агентства. Под их руководством водятся мастер-классы по теме «Мой бизнес-план». В течение года предприниматели округа принимают участие в проведении мероприятий для учащихся по вопросам финансовой грамотности.

В сентябре 2019 года педагоги приняли участие в общероссийском Дне открытых дверей Банка России. Для учителей была проведена обзорная экскурсия по банку с рассказом об истории денег и становлении банковской системы России. В течение 2019-2020 учебного года 16 классных коллективов, учащиеся 6-11 классов, посетили мероприятия в отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России.

Несмотря на то, что пандемия внесла некоторые коррективы в жизнедеятельность организаций, в 2020-2021 учебном году в рамках работы летнего оздоровительного пришкольного лагеря была организована профильная смена по финансовой грамотности при совместном участии отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ. За качественную организацию работы профильной смены образовательная организации отмечена благодарственным письмом.

В целях дальнейшего совместного сотрудничества в рамках реализации прикладного курса «Финансовая грамотность» в 2021-2022 учебном году организовано проведение семинаров по вопросам финансовой грамотности для педагогов сотрудниками отделения Тюмень Уральского ГУ Банка России.

Неотъемлемой частью является применение информационных технологий в планировании и организации деятельности по основам грамотности. Учащиеся нашей школы участвуют в проекте «Онлайн-уроки по финансовой грамотности» [6]. В 2019 году ОУ награждено Благодарственным письмом за активное участие по количеству просмотров онлайн-уроков среди школ Тюменской области в 2019 году. В текущем учебном году в 160 онлайн-уроках приняли участие 43 педагога, 4020 учащихся.

Педагоги школы активно участвуют в онлайн-зачетах по финансовой грамотности, анкетировании, ключевых активностях Дней финансовой грамотности, привлекая к участию в этих мероприятиях учащихся и их родителей.

Внеурочная деятельность отражена через занятия внеурочной деятельности, предметные конкурсы, олимпиады, проектно-исследовательскую деятельность.

В рамках реализации внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов демонстрируются мультипликационные фильмы из серии «Азбука финансов», где затронуты в мультипликационной форме с интересными персонажами вопросы финансового характера [7]. Для формирования финансовой грамотности педагоги школы используют следующие материалы:

  • интерактивный развлекательно-просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок»;
  • Ваши финансы – портал финансовая грамотность каждому;
  • Монеткины – обучение по ведению домашнего хозяйства;
  • Финансовая грамотность на уроках истории;
  • онлайн-курс «Основы финансовой грамотности»;
  • мобильное приложение «Финзнайка»;
  • курс лекций «Управление личными финансами», размещенного на электронном ресурсе Национального исследовательского института Высшей школы экономики;
  • мультипликационный фильм «Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности».

В нашей школе работа по финансовой грамотности начата давно. Ежегодно учащиеся принимают участие в олимпиадах по защите прав потребителей. Учащиеся принимают активное участие в мероприятиях различного уровня. В рамках «Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2019» более 70 % учащихся 2-11 классов приняли участие в ключевых активностях недели:

  • «Селфи с копилкой», «Тайна потерянной копилки», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками» (2-5 классы);
  • «Учимся считать деньги по-взрослому» (5-8 классы);
  • «Вкладывай в свое будущее - получай знания о личных финансах», «Услуги финансовых организаций используйте грамотно», «Квест-игра по финансовой грамотности» (9-11 классы).

Четырнадцать учащихся 6, 8 классов приняли участие в III межрегиональном конкурсе исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» приняли участие 14 учащихся 6, 8 классов. По результатам конкурса трое учащихся 8 класса, в номинации «эссе», вышли в финал конкурса, который проходил в МГУ им. М. В. Ломоносова (экономический факультет).

В 2020 году ученица 10 класса стала победителем муниципального этапа научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», где представила работу по теме: «Использование онлайн-тренажера по финансовой грамотности на уроках математики». В 2021 году ученица 11 класса признана победителем всероссийской научно-практической конференции Ассоциированных школ ЮНЕСКО, Клубов ЮНЕСКО Российской Федерации и Клубов друзей ЮНЕСКО.

Подводя итоги, можно отметить, что учащиеся владеют финансовыми компетенциями согласно параллелям и знают об истории денег, о современных деньгах, о валюте, о доходах и расходах семьи. Умеют планировать бюджет. Могут разбираться в налоговой сфере, знают о депозитах и о кредитной системе, и конечно, мошенничество и риски.

Опыт работы ОО по реализации Проекта был представлен в рамках работы Х Международного Гайдаровского форума в 2019 году в г. Москва.

Мы уверены, что в реалиях современной жизни необходимо обучать основам финансовой грамотности со школы, с детского сада, так как это веяния современной жизни.

Список литературы

  1. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL : https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ (дата обращения : 01.02.2023).
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL : http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718466 (дата обращения : 02.02.2023).
  3. Фёдорова, Е. А. Влияние финансовой грамотности населения РФ на поведение на финансовом рынке [Электронный ресурс]. / Е. А. Фёдорова, В. В. Нехаенко, С. Е. Довженко. – URL : https://institutiones.com/general/2691-vliyanie-finansovoi-gramotnosti-naseleniya.html (дата обращения : 01.02.2023).
  4. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях [Электронный ресурс]. – URL : http://docplayer.com/48339492-Osnovy-finansovoy-gramotnosti-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-i-realizacii-programmy-kursa-v-obshcheobrazovatelnyh-organizaciyah.html (дата обращения : 01.02.2023).
  5. Головкова, Л. А. Проект «Реализация прикладного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 3-10 классов проекта МИНФИНА РФ» «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL : https://infourok.ru/proekt-realizaciya-prikladnogo-kursa-finansovaya-gramotnost-dlya-uchaschihsya-klassov-proekta-minfina-rf-sodeystvie-povisheniyu--3745443.html (дата обращения : 01.02.2023).
  6. Онлайн-уроки финансовой грамотности [Электронный ресурс]. – URL : http://dni-fg.ru/ (дата обращения : 30.01.2023).
  7. Азбука финансов [Электронный ресурс]. – URL : http://www.azbukafinansov.ru/ (дата обращения : 30.01.2023).
PDF