КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» ДЛЯ 4 КЛАССА
Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза
Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза
15 апреля 2014 г.
Авторы: Воронцова М. В.
М. В. Воронцова
Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры ФиМПФ Васильев А. А.
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» ДЛЯ 4 КЛАССА
Физика как учебный предмет в начальной школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление. От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике.
Цель: разработка курса внеурочной деятельности для 4 класса «Физика в окружающем мире».
Задачи:
1. Анализ учебной, методической, педагогической литературы по теме научной практической работы
2. Рассмотреть цели, задачи, формы пропедевтики физических знаний
3. Разработать структуру и содержание курса внеурочной деятельности для 4 класса «Физика в окружающем мире».
Объект: внеурочная деятельность.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, моделирование)
В научной практической работе проанализированы цели, задачи, формы организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.
Разработаны 20 проектно-исследовательских заданий по физике и астрономии для 4 класса, основной задачей которых является знакомство обучающихся с научными методами познания окружающего мира, формирование исследовательских умений и развитие творческих навыков.
В научной практической работе мы:
- Проанализировали учебную, методическую, педагогическую литературу по тематике.
- Охарактеризовали школьный образовательный процесс с точки зрения ФГОС второго поколения.
- Рассмотрели цели, задачи, пропедевтические возможности внеурочной деятельности в начальной школе.
- Проанализировали особенности организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов.
- Два разработанных занятия курса внеурочной деятельности "Моя солнечная система" и "Создай свою планету" были апробированы на внеурочных занятиях начальной школы в МБОУ «Лицей №111».
Курс внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» реализует предварительную предметное знакомство с физикой, когда начальные научные приемы и навыки формируются у школьников на примере конкретной науки. Общеобразовательный уровень содержания пропедевтического курса физики и требования к его усвоению, определяют, в частности, достижение таких познавательных целей (планируемых результатов обучения), как умение в процессе наблюдения выделять существенные признаки физических явлений, при описании явлений применять физические понятия, использовать физические приборы и измерительные инструменты для экспериментального определения физических величин, описывать результаты наблюдений или опытов в словесной форме или в виде таблиц, выявляя эмпирические закономерности, владеть приемами работы с естественнонаучной информацией.
Материал научной практической работы на наш взгляд может быть полезен учителям начальных классов, учителям физики, организаторам курса внеурочной деятельности в начальной школе.