ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MOODLE

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Профессиональная подготовка будущих учителей информатики

8 сентября 2014 г.

Авторы: Баумгертнер А. А.

А. А. Баумгертнер

Научный руководитель: ст. преподаватель каф. ТиМПИ Валеева Ю.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MOODLE

Современное общество предъявляет высокие требования к членам социума, это объясняется стремительным распространением научно-технического прогресса на все среды общества - производство, науку и образование.

Информационная среда призвана обеспечить взаимодействие между участниками образовательного процесса (как правило, дистанционно с использованием Интернета), в ходе которого происходит фиксация хода и результата образовательного процесса, размещение и сохранение материалов (дидактических материалов преподавателя и работ учащихся) [2]. Это требует от любого учителя/преподавателя формировать ИКТ-компетентности учащегося в процессе обучения предмету.

Информатизация современного общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с её ориентации на новую информационную культуру, одним из направлений её развития и является дистанционное образование [3].

Именно развитие системы дистанционного образования является наиболее эффективным способом глобализации образовательного пространства. Современные информационные технологии, компьютерные телекоммуникации, сети создали принципиально новые возможности для доступа и накопления любой информации. В сочетании и единстве с различными формами образования создаются новые предпосылки для совершенствования образования человека на протяжении всей жизни и в любой географической точке, т.е. развивается новый тип образования дистанционное (дистантное) образование (the distance education, the distance learning).

Появление дистанционного образования объясняется, в частности тем, что консерватизм традиционных университетов стал тормозящим фактором в системе растущих потребностей подготовки профессиональных кадров в условиях интенсивного роста промышленного производства. Стратегическая цель дистанционного образования в современном мире - сделать возможным для каждого учащегося, в любом месте планеты изучения учебных дисциплин любого колледжа и/или вуза [3].

Изучив возможности, достоинства и недостатки четырех наиболее популярных систем, а именно: Moodle, Claroline LMS, Dokeos, OLAT; о наиболее подходящей системе для организации дистанционного обучения. Поэтому дальнейшем отдадим предпочтение системе дистанционного обучения Moodle по следующим причинам:

  • распространяется в открытом исходном коде - возможность "заточки" под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;
  • ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями. Она не ориентирована на конкретную систему образования, ее можно настроить под любую форму организации учебной деятельности;
  • можно использовать в любом учебном заведении (как в школе, так и в ВУЗе, или специализированном учебном заведении);
  • широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.;
  • возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную);
  • полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);
  • соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
  • программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
  • в системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю) [1].

Использование программы Moodle расширяет возможности образовательных учреждений, преподавателей, учителей, учащихся при дистанционном обучении. Составленная программа дистанционного курса по обучению работы в Moodle направлена на развитие профессиональной компетентности специалистов:

  • планирующих разрабатывать курсы дистанционного обучения и преподавать на них;
  • желающих приобрести или усовершенствовать имеющиеся знания и умения по технологии создания дистанционных курсов, основанных на СДО Moodle.

Созданный нами курс рассчитан на слушателей, владеющих компьютером на уровне пользователя (знание ОС Windows, работа с браузерами Google Chrome или Mozilla, работа с архивами формата zip, rar), умение работать с почтовой программой, наличие e-mail.

Курс направлен на теоретическое и практическое знакомство участников с основными инструментами СДО Moodle и задачами дистанционного курса является приобретение участниками знаний и умений по темам, изложенным в программе курса.

Данный дистанционный курс представляет собой виртуальный семинар-тренинг, в процессе участия в котором участники не только получат современные знания об этапах, механизмах и инструментах, использующихся при создании курсов дистанционного обучения по различным темам, но и приобретут умения по разработке основных составляющих ДК. Семинар-тренинг построен на модульной основе, что позволит его участникам, выполняя практические задания в ходе обучения, поэтапно разработать основу собственного дистанционного курса под руководством квалифицированных преподавателей. 

Тип образовательной программы дистанционного курса: образовательная программа повышения квалификации.

Продолжительность обучения: 1/2 месяца. Слушатели могут выбрать гибкий график обучения, в зависимости от степени усвоения каждого модуля, наличия свободного времени для освоения материала.

Курс состоит из 7 модулей, последовательно раскрывающих особенности работы с различными элементами системы. Таким образом, программа структурирована в виде последовательных, взаимосвязанных модулей. Каждый модуль предполагает знакомство с теоретическим материалом и выполнение практических заданий, работа над которыми позволит не только получить знания о СДО Moodle и инструментах, использующихся в ней при создании курсов дистанционного обучения по различным темам, но и приобрести умения по разработке основных составляющих дистанционного курса в СДО Moodle, создать основу для своего дистанционного курса, который педагоги смогут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

                                                                  Программа курса

Модуль

Содержание

Часы (практическая работа / самостоятельная работа)

Модуль 1 

 

Знакомство с СДО Moodle.

Начало работы в Moodle

Особенности СДО Moodle.

Профиль пользователя. Изменение настроек профиля.

Практическое задание.

10/20

 

Модуль 2

 

 

                                          

 

Создание курса в СДО Moodle: основные шаги.

Настройка параметров курса

Разработка курса ДО.

Настройка основных параметров курса.

Практическое задание.

12/24

 

Модуль 3

 

Ресурсы дистанционного курса

Основные ресурсы дистанционного курса в СДО Moodle и возможностями их применения.

Практическое задание.

12/24

 

Модуль 4

 

Элементы дистанционного курса.

Основные элементы курса и их особенности.

Элемент курса «Анкета», «Опрос».

Практическое задание.

10/20

 

Модуль 5

 

Работа с пользователями курса.

Запись обучающихся на курс.

Создание групп обучающихся.

Просмотр отчетов о деятельности обучающихся.

Работа с оценками.

Практическое задание.

10/20

Модуль 6

 

Организация практической работы и проверки знаний в СДО Moodle. 

Виды заданий в СДО Moodle.

Технология создания вопросов в СДО Moodle. Настройка теста.

Практическое задание. 

12/24

 

Модуль 7

 

Итоговый проект.

Итоговый проект. Обсуждение итогов курса. Диагностика по результатам обучения.

18/36

 

ИТОГО

 

84/168

В результате обучения на дистанционном курсе слушатели смогут:

овладеть:

  • основами дистанционного обучения, грамотной разработкой курсов дистанционного обучения;

  • техническими основами разработки курсов дистанционного обучения в СДО Moodle;

  • приемами эффективного донесения и визуализации информации во время дистанционного обучения в СДО Moodle;

  • основной терминологией, принятой в среде разработчиков курсов дистанционного обучения на платформе Moodle;

  • творческим подходом к обучению и к профессиональной деятельности, в целом.

узнать:

  • современные тенденции развития дистанционного обучения, основные элементы курса  дистанционного обучения;

  • основные возможности использования различных элементов для создания эффективного курса дистанционного обучения;

  • технологию создания различных элементов дистанционного курса в СДО Moodle и схему  разработки курса дистанционного обучения в СДО Moodle;

  • возможности представления теоретического и практического материала средствами в СДО Moodle;

  • возможности организации оценки знаний обучающихся в СДО Moodle;

  • возможности организации взаимодействия педагога и обучающихся в СДО Moodle.

приобрести умения по:

  • планированию и разработке дистанционных курсов, эффективной организации дистанционного обучения;

  • разработке дистанционных курсов в СДО Moodle, гармоничному распределению соотношения учебных материалов, практических заданий и коммуникаций в ходе дистанционного обучения;

  • настройке отдельных элементов курса в СДО Moodle;

  • оформлению внешнего вида дистанционного курса в СДО Moodle;

  • организации проверки знаний средствами в СДО Moodle.

будут иметь:

  • актуальные и востребованные знания, умения, навыки и качества по разработке курсов дистанционного обучения в среде СДО Moodle;

  • основу разработанного дистанционного курса по актуальной теме;

  • практические материалы по разработке курсов дистанционного обучения.

В будущем планируется поиск новых способов совершенствования дистанционного образования на основе СДО Moodle. В перспективе предстоит дальнейшая модернизация курса.

Список литературы

  1. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ra-kurs.spb.ru/, свободный.

  2. Булин-Соколова, Е.И. Построение программы формирования ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы/Булин-Соколова, Е.И., Семенов, А.Л.// Информатика и образование. - 2010. -№ 8. - С. 27-32.

  3. Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX - начала XXI века: Историко-педагогический аспект. - [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/razvitie-teorii-i-praktiki-distantsionnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom, свободный.

PDF