ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MOODLE
Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза
Журнал: Профессиональная подготовка будущих учителей информатики
8 сентября 2014 г.
Авторы: Баумгертнер А. А.
А. А. Баумгертнер
Научный руководитель: ст. преподаватель каф. ТиМПИ Валеева Ю.И.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MOODLE
Современное общество предъявляет высокие требования к членам социума, это объясняется стремительным распространением научно-технического прогресса на все среды общества - производство, науку и образование.
Информационная среда призвана обеспечить взаимодействие между участниками образовательного процесса (как правило, дистанционно с использованием Интернета), в ходе которого происходит фиксация хода и результата образовательного процесса, размещение и сохранение материалов (дидактических материалов преподавателя и работ учащихся) [2]. Это требует от любого учителя/преподавателя формировать ИКТ-компетентности учащегося в процессе обучения предмету.
Информатизация современного общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с её ориентации на новую информационную культуру, одним из направлений её развития и является дистанционное образование [3].
Именно развитие системы дистанционного образования является наиболее эффективным способом глобализации образовательного пространства. Современные информационные технологии, компьютерные телекоммуникации, сети создали принципиально новые возможности для доступа и накопления любой информации. В сочетании и единстве с различными формами образования создаются новые предпосылки для совершенствования образования человека на протяжении всей жизни и в любой географической точке, т.е. развивается новый тип образования дистанционное (дистантное) образование (the distance education, the distance learning).
Появление дистанционного образования объясняется, в частности тем, что консерватизм традиционных университетов стал тормозящим фактором в системе растущих потребностей подготовки профессиональных кадров в условиях интенсивного роста промышленного производства. Стратегическая цель дистанционного образования в современном мире - сделать возможным для каждого учащегося, в любом месте планеты изучения учебных дисциплин любого колледжа и/или вуза [3].
Изучив возможности, достоинства и недостатки четырех наиболее популярных систем, а именно: Moodle, Claroline LMS, Dokeos, OLAT; о наиболее подходящей системе для организации дистанционного обучения. Поэтому дальнейшем отдадим предпочтение системе дистанционного обучения Moodle по следующим причинам:
- распространяется в открытом исходном коде - возможность "заточки" под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;
- ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями. Она не ориентирована на конкретную систему образования, ее можно настроить под любую форму организации учебной деятельности;
- можно использовать в любом учебном заведении (как в школе, так и в ВУЗе, или специализированном учебном заведении);
- широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.;
- возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную);
- полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);
- соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
- в системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю) [1].
Использование программы Moodle расширяет возможности образовательных учреждений, преподавателей, учителей, учащихся при дистанционном обучении. Составленная программа дистанционного курса по обучению работы в Moodle направлена на развитие профессиональной компетентности специалистов:
- планирующих разрабатывать курсы дистанционного обучения и преподавать на них;
- желающих приобрести или усовершенствовать имеющиеся знания и умения по технологии создания дистанционных курсов, основанных на СДО Moodle.
Созданный нами курс рассчитан на слушателей, владеющих компьютером на уровне пользователя (знание ОС Windows, работа с браузерами Google Chrome или Mozilla, работа с архивами формата zip, rar), умение работать с почтовой программой, наличие e-mail.
Курс направлен на теоретическое и практическое знакомство участников с основными инструментами СДО Moodle и задачами дистанционного курса является приобретение участниками знаний и умений по темам, изложенным в программе курса.
Данный дистанционный курс представляет собой виртуальный семинар-тренинг, в процессе участия в котором участники не только получат современные знания об этапах, механизмах и инструментах, использующихся при создании курсов дистанционного обучения по различным темам, но и приобретут умения по разработке основных составляющих ДК. Семинар-тренинг построен на модульной основе, что позволит его участникам, выполняя практические задания в ходе обучения, поэтапно разработать основу собственного дистанционного курса под руководством квалифицированных преподавателей.
Тип образовательной программы дистанционного курса: образовательная программа повышения квалификации.
Продолжительность обучения: 1/2 месяца. Слушатели могут выбрать гибкий график обучения, в зависимости от степени усвоения каждого модуля, наличия свободного времени для освоения материала.
Курс состоит из 7 модулей, последовательно раскрывающих особенности работы с различными элементами системы. Таким образом, программа структурирована в виде последовательных, взаимосвязанных модулей. Каждый модуль предполагает знакомство с теоретическим материалом и выполнение практических заданий, работа над которыми позволит не только получить знания о СДО Moodle и инструментах, использующихся в ней при создании курсов дистанционного обучения по различным темам, но и приобрести умения по разработке основных составляющих дистанционного курса в СДО Moodle, создать основу для своего дистанционного курса, который педагоги смогут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа курса
Модуль |
Содержание |
Часы (практическая работа / самостоятельная работа) |
Модуль 1
|
Знакомство с СДО Moodle. Начало работы в Moodle Особенности СДО Moodle. Профиль пользователя. Изменение настроек профиля. Практическое задание. |
10/20
|
Модуль 2
|
Создание курса в СДО Moodle: основные шаги. Настройка параметров курса Разработка курса ДО. Настройка основных параметров курса. Практическое задание. |
12/24
|
Модуль 3
|
Ресурсы дистанционного курса Основные ресурсы дистанционного курса в СДО Moodle и возможностями их применения. Практическое задание. |
12/24
|
Модуль 4
|
Элементы дистанционного курса. Основные элементы курса и их особенности. Элемент курса «Анкета», «Опрос». Практическое задание. |
10/20
|
Модуль 5
|
Работа с пользователями курса. Запись обучающихся на курс. Создание групп обучающихся. Просмотр отчетов о деятельности обучающихся. Работа с оценками. Практическое задание. |
10/20 |
Модуль 6
|
Организация практической работы и проверки знаний в СДО Moodle. Виды заданий в СДО Moodle. Технология создания вопросов в СДО Moodle. Настройка теста. Практическое задание. |
12/24
|
Модуль 7
|
Итоговый проект. Итоговый проект. Обсуждение итогов курса. Диагностика по результатам обучения. |
18/36
|
ИТОГО |
|
84/168 |
В результате обучения на дистанционном курсе слушатели смогут:
овладеть:
-
основами дистанционного обучения, грамотной разработкой курсов дистанционного обучения;
-
техническими основами разработки курсов дистанционного обучения в СДО Moodle;
-
приемами эффективного донесения и визуализации информации во время дистанционного обучения в СДО Moodle;
-
основной терминологией, принятой в среде разработчиков курсов дистанционного обучения на платформе Moodle;
-
творческим подходом к обучению и к профессиональной деятельности, в целом.
узнать:
-
современные тенденции развития дистанционного обучения, основные элементы курса дистанционного обучения;
-
основные возможности использования различных элементов для создания эффективного курса дистанционного обучения;
-
технологию создания различных элементов дистанционного курса в СДО Moodle и схему разработки курса дистанционного обучения в СДО Moodle;
-
возможности представления теоретического и практического материала средствами в СДО Moodle;
-
возможности организации оценки знаний обучающихся в СДО Moodle;
-
возможности организации взаимодействия педагога и обучающихся в СДО Moodle.
приобрести умения по:
-
планированию и разработке дистанционных курсов, эффективной организации дистанционного обучения;
-
разработке дистанционных курсов в СДО Moodle, гармоничному распределению соотношения учебных материалов, практических заданий и коммуникаций в ходе дистанционного обучения;
-
настройке отдельных элементов курса в СДО Moodle;
-
оформлению внешнего вида дистанционного курса в СДО Moodle;
-
организации проверки знаний средствами в СДО Moodle.
будут иметь:
-
актуальные и востребованные знания, умения, навыки и качества по разработке курсов дистанционного обучения в среде СДО Moodle;
-
основу разработанного дистанционного курса по актуальной теме;
-
практические материалы по разработке курсов дистанционного обучения.
В будущем планируется поиск новых способов совершенствования дистанционного образования на основе СДО Moodle. В перспективе предстоит дальнейшая модернизация курса.
Список литературы
-
Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ra-kurs.spb.ru/, свободный.
-
Булин-Соколова, Е.И. Построение программы формирования ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы/Булин-Соколова, Е.И., Семенов, А.Л.// Информатика и образование. - 2010. -№ 8. - С. 27-32.
-
Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX - начала XXI века: Историко-педагогический аспект. - [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/razvitie-teorii-i-praktiki-distantsionnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom, свободный.