ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-исследовательская работа школьников и студентов

15 февраля 2015 г.

Авторы: Моисеенко Антон Андреевич

А. А. Моисеенко

Научный руководитель к.п.н., доцент Бойченко Г.Н.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (статья 16), организации, осуществляющие образовательную деятельность, получили право на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [4]. В связи с этим создание учебно-методического обеспечения для подготовки учителей к использованию технологий организации электронного обучения в современных системах открытого и дистанционного образования является актуальной.

Целью нашей работы является разработка учебного курса для учителей «Дистанционные системы обучения» (на примере системы дистанционного обучения Moodle).

В процессе разработки курса нами были проанализированы функциональные возможности следующих наиболее популярных систем управления обучением: Moodle, ILIAS, aTutor, Blackboard Learning System, CCNet, Claroline, Desire2Learn, Dokeos и других. И мы пришли к выводу, что Moodle ‑ наиболее оптимальный выбор для организации дистанционного обучения в современной школе, потому что Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2, распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами и комбинирует в себе несколько классов систем: система управления сайтом (CMS), система управления обучением (LMS), виртуальная среда обучения (VLE).

Учебно-тематический план  разработанного нами курса объемом 36 часов приведен в Таблице 1.

Таблица 1.

Учебно-тематический план  курса «Дистанционные системы обучения»

Программа курса предусматривает две основных формы индивидуальной работы слушателей. Теоретическая форма предполагает работу с рекомендованными источниками, подготовку к обсуждению и дискуссии по основным темам курса. Практическая форма индивидуальной работы предполагает планирование и разработку элементов собственного дистанционного курса в Moodle.

Итоговый проект выполняется в форме дистанционного курса в системе управления обучением Moodle по тематике одной из преподаваемых слушателем дисциплин, либо части такого курса с разработкой не менее одного модуля курса с использованием всех изученных элементов системы Moodle. В аттестационной работе представляется обоснование и сфера применения выполненного проекта.

Программное и техническое обеспечение учебного курса:

  • Компьютерный класс на 15-18 рабочих мест с доступом к сети Интернет. Проектор. Интерактивная доска.
  • Локально установленное ПО: офисный пакет LibreOffice или Microsoft Office, браузер Mozilla Firefox (Internet Explorer 8 и выше), AdobeFlash Player, архиватор 7Zip (WinRar).
  • Онлайн сервисы и интернет-ресурсы: СДО Moodle (инсталляция на сервере университета), доступ к электронная почте посредством web-интерфейса, доступ к сервису YouTube.

Представленный учебный курс получил положительные оценки от специалистов муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» города Новокузнецка (ИПК).

Учебный курс «Дистанционные системы обучения» позволит педагогам узнать возможности СДО Moodle и организовывать элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

Литература

  1. Аникина Е.И., Бочанова Н.Н., Черепанов А.А. Информационные основы электронного обучения и перспективы его применения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. Т. 30. № 8-1 (179). С. 99-102
  2. Бойченко, Г.Н. Информационные сервисы. Интернет в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие /Г.Н. Бойченко. -Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. -106 с. -ISBN 978-5-85117-320-2. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88672
  3. Буяковская И.А. Использование LMS MOODLE для организации виртуального образовательного пространства вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 29. С. 37-42.
  4. Дробахина А.Н. Активные методы обучения: опыт применения в процессе профессиональной подготовки студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. С. 79-84.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - Новосибирск : Норматика, 2013. - 128 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).
PDF