ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Раздел: Разработка методического обеспечения

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

15 августа 2015 г.

Авторы: Чаусова О. Л.

О. Л. Чаусова

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ведущую роль в управлении качеством образования в наше время играет информационно-операционная система образовательного учреждения. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в образовательном учреждении происходит целенаправленное  формирование  информационной среды. Компьютеризация управленческой деятельности может осуществляться на основе различных программных комплексов. Подобные комплексы должны обеспечивать оперативное использование нормативно-правовой базы,  создание различной аналитической документации: справок и отчетов,  возможность составления учебного расписания, повышать эффективность управления учебно-воспитательным процессом ОУ.

Вопрос заключается в том, как выстроить грамотно мониторинг качества образования и как именно здесь могут помочь ИК-технологогии.
Для эффективного управления образовательным учреждением, необходима четко выстроенная программа мониторинга образовательного процесса. Все участники образовательного процесса должны знать к какому сроку формируются отчетные и аналитические материалы, когда и какие измерения, срезы, опросы будут проводиться и с помощью каких диагностических методик и инструментов. Открытость и доступность данного процесса позволяет сделать обратную связь плановый и непрерывной, а управленческие решения более эффективными и продуманными.

Электронный классный журнал - это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений, «программный комплекс для хранения и обработки информации об успеваемости учащихся, выполненный в виде клиент-серверного приложения и ориентированный для применения в образовательном учреждении» [4]. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.

Преимущества проекта:

1.     "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,

2.     объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

3.     возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;

4.     облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

5.     высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности [3, 107].

Электронный журнал более мобилен и легче модифицируем, учащиеся могут исправлять оценки любого срока давности до тех пор, пока они не перенесены в официальный журнал. При необходимости электронный журнал можно легко распечатать и получить информацию в традиционном бумажном виде.

Электронный школьный журнал работает как интерактивная экспертная система контроля качества образования, осуществляющая дифференцированный подход к каждому обучаемому, выстраивающая и анализирующая его индивидуальную образовательную траекторию в течение всего периода обучения

В случае публикации журнала в глобальной сети, доступ к нему получают и родители учеников, которые могут постоянно отслеживать успеваемость, содержание домашнего задания  и получать посредством журнала другую информацию о школе [4].

Согласно  Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. №1993-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1506-р)[2]) электронный журнал должен предоставлять следующий услуги:

1.     Зачисление в образовательные учреждения;

2.     Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение;

3.     Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;

4.     Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

5.     Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена [4].

Рассмотрим применение электронного журнала в аналитической деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на примере Интернет-ресурса «Электронная школа 2.0»[4]. На протяжении 3 лет наша школа использует эту платформу в качестве электронного журнала.

Принцип функционирования системы: система установлена на сервере  департамента образования Кемеровской области учреждения. Программа работает в рамках глобальной сети Интернет. Система одинаково эффективно функционирует  в операционных системах Windows и Linux. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер (рекомендуется использовать Mozilla Firefox и  Chrome). Работа на платформе «Электронная школа 2.0» выглядит как работа в Интернет. Важно, что пользователь не привязан к своему рабочему месту и может работать в системе с любого компьютера, например, учащийся и родитель с домашнего компьютера. Электронный журнал доступен в любом месте, где есть интернет, за ним не надо «стоять в очереди», как это часто бывает в школах, в том числе и в нашей, когда учителя подолгу не могут передать друг другу классный журнал для заполнения текущих отметок и  четвертных оценок. Что уж говорить о классных руководителях и администрации, которые должны работать по итогам учебных периодов с уже заполненным журналом.

Из всего разнообразия функциональных возможностей системы ЭШ 2.0 (МИРИТ) рассмотрим те, которые возможно буду интересны для заместителя директора по учебно-воспитательной работе:

Делопроизводство: позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты.

Планирование: позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей.

Успеваемость: позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и срезам знаний - модуль «Электронный Журнал».

Приказы: позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов; формировать книгу движения учащихся.

Аттестаты: позволяет печатать аттестаты внутри образовательного учреждения, без привлечения сторонних фирм. Так же позволяет создавать дубликаты аттестатов. Все сведения заносятся в «Реестр аттестатов».

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров.

Зачисление в школу: модуль позволяет принимать заявления с регионального портала государственных и муниципальных услуг в сфере образования заявления от граждан на зачисление в школу..

Вакансии: позволяет учреждению разместить вакантную должность, которая в свою очередь отобразится в соответствующем разделе на сайте Департамента образования и науки Кемеровской области

Календарь событий:  позволяет проводить любые события (олимпиады, школьные мероприятия, состязания и т.д.), с занесением результатов в портфолио обучающегося.

В системе электронного журнала отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели. Например, автоматическое выставление отметок за четверть (программа считает средний балл по текущим отметкам, а учителю предметнику остается только подтвердить ее, результаты успеваемости учащихся по предметам в виде различных графиков и диаграмм). Отчеты в школе, которые заполнялись и считались вручную, электронный журнал создает автоматически.

Администрация имеет возможность контролировать  заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Электронные журналы в этом плане также являются хорошими помощниками и для классных руководителей и для родителей.

В аналитической деятельности руководителя и заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе наиболее востребованными отчетами  можно назвать следующие:

1.     Общие сведения об учащихся.

2.     Движение учащихся по школе.

3.     Наполняемость классов.

4.     Качество работы учителя.

5.     Динамика успеваемости по предмету, классу.

6.     Успеваемость по классу.

7.     Итоговые данные по учащимся.

8.     Списки отличников, хорошистов, резерва хорошистов (учащихся с одной тройкой)  и неуспевающих по классам.

На составление каждого из выше перечисленных отчетов у администратора (заместителя директора) уходило немалое время, причем достоверность этой статистической информации зависела от достоверности сведений, подаваемых учителями-предметниками и классными руководителями.

Одним  из основных преимуществ, которыми обладает ЭШ 2.0 [4], является удобная и главное несоизмеримо быстрая подготовка любой вида отчетности, как по успеваемости, так и по количественному составу по школе. Программа способна сформировать различные отчеты по успеваемости: по классам, по предметам, по параллелям, по преподавателям. В отчетах формируется не только процент успеваемости и процент качества усвоения знаний, но и степень обученности учащихся по методике  В.Симонова. Причем, наряду с традиционными и часто используемыми отчетами, программа позволяет собирать большое количество статистической информации по различным критериям: успеваемости ученика в частности, по качеству работы учителя по предмету и по заполнению журнала, а так же множество форм, которые позволят облегчить работу классного руководителя по выполнению своих функциональных обязанностей.

 Программа позволяет проследить динамику изменений, связанных с различными показателями учебно-воспитательного процесса. Это очень важно, поскольку изменения, регистрируемые системой, могут быть и не заметны  при визуальном анализе.

На сегодняшний день «Электронная школа 2.0» дает возможность одним кликом получить 47 различных отчетов. Ниже приведен перечень отчетов, предоставляемых платформой «Электронная школа 2.0». [4]

Административные отчеты

1. Общие сведения об обучающихся

2. Движение учащихся по школе

3. Динамика движения учащихся по школе (выбытие)

4. Динамика движения учащихся по школе (для сдачи)

5. Списки выбывших учащихся

6. Списки прибывших учащихся

7. Отчет о незаполненных данных в алфавитной книге

8. Наполняемость классов

9. Итоговые данные по учащимся

10. Учёт учебных часов учителя

11. Заполнение журнала

12. Посещение журнала

13. Отчёт по ведению электронных журналов и дневников

14. Качество работы учителя

15. Заполнение данных Электронной школы 2.0

Итоги успеваемости и посещаемости (по классу)

1.  Средний балл

2.  Группа риска

3.  Группа успеха

4.  Итоги четверти

5.  Итоговые отметки

6.  Сводная ведомость учета успеваемости

7.  Сводная ведомость учета посещаемости

8.  Отчет классного руководителя за учебный период

9.  Средний балл ученика

10. Динамика среднего балла ученика

11. Табель успеваемости учащегося

Итоги успеваемости и посещаемости (по школе)

1.  Успеваемость

2.  Сводный отчет классного руководителя

3.  Сводный отчёт об успеваемости по школе

4.  Итоги успеваемости по предмету за учебный период

5.  Отчет учителя-предметника

6.  Средний балл по предмету

7.  Динамика среднего балла по предмету

8.  Средний балл учителя

9.  Динамика среднего балла учителя

Текущая успеваемость и посещаемость

1.  Пропуски уроков

2.  Статистика обучающегося

3.  Распечатка классного журнала

4.  Отчет об успеваемости класса по предмету

5.  Отчет об успеваемости ученика по предмету

6.  Отчет об успеваемости и посещаемости ученика

7.  Итоги успеваемости и качества знаний ученика

8.  Предварительный отчет классного руководителя за учебный период

9.  Информационное письмо для родителей

10. Статистика обучающегося

11. Список будущих первоклассников по микрорайону

12. Распечатка классного журнала (точная копия классного журнала)

Однако эффективного функционирование электронного журнала возможно при выполнении трех важных условий:

1.  возможности и мотивация родителей;

2.  возможности и мотивация учителей;

3.  возможности и мотивация детей.

Невыполнение хотя бы одного из этих условий ведет к снижению эффективности использования данной системы. Как показал опыт нашей школы наиболее сложным оказалось сформировать мотивацию у части учителей. Однако подавляющее большинство участников данного процесса были достаточно заинтересованы и использование электронного журнала, а следовательно и контрольно-аналитическая деятельность с его помощью оправдывает все ожидания.

Список литературы

1. Ахметова, Н.Д. Электронный школьный журнал - это новый стандарт информатизации школы [Электронный ресурс] // Цифровое образование. - 2014 г..- Режим доступа:  http://digital-edu.info (08.08.2014).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р г. Москва [Электронный ресурс] // Российская газета 23 12 2009 г.. -Режим доступа:  http://www.rg.ru/2009/12/23/uslugi-dok.html (19.09.2014).

3. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.10.2012 № 857-р "Об утверждении плана-графика по переводу межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронный вид в Кемеровской области на 2012 год" [Электронный ресурс] // Нормативно-правовые акты - Департамент информационных технологий Кемеровской области. - 20 09 2013 г.. - Режим доступа:  http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C62243=On (04.09.2014).

4. ЭШ 2.0 ЭШ 2.0 [Электронный ресурс] // Электронная школа 2.0. - компания МИРИТ г. Кемерово, 2012 г.. -Режим доступа: www.ruobr.ru (10.09.2014).

PDF