ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Раздел: Разработка методического обеспечения

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

15 августа 2015 г.

Авторы: Спиридонова Е. Г.

Е. Г. Спиридонова

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Социализация личности представляет собой процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. Эстафету принимает школа. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Как говорил английский писатель Д. Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, возможно, оно для вас и не наступит».  А мы думаем о будущем по роду своей профессии.

         Химия является основой для развития  различных отраслей промышленности, а Кузбасс - это край большой химии.   В «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года»    говорится, что в отраслевой структуре экономики региона преобладают черная металлургия, угольная и  химическая  промышленность. Осуществлять  модернизацию экономики придется сегодняшним ученикам.

К сожалению, выбор профессии до сих пор большинством детей осуществляется неосознанно. Когда начинается знакомство с химией, очень многие увлекаются  предметом. Участвуют в олимпиадах, в творческих  конкурсах,  работают над   учебными исследованиями в химической лаборатории, открывают для себя предмет на элективных курсах,  но удивляет тот факт, что, добиваясь успеха в предмете, лицеисты  выбирают профили, не связанные с химией. Поэтому, в запуске проекта присутствует и личная заинтересованность.

Городской мониторинг профессиональных интересов учащихся  показал явное противоречие: лидирующие позиции занимают специальности гуманитарной и финансово-экономической сфер.  Хотя по данным службы занятости города Новокузнецка наблюдается спад спроса на эти специальности. При этом востребованные профессии производственно-технической сферы не вызывают должного интереса у учащихся.

 Проведенная нами  предварительная диагностика    лицеистов  8 классов выявила следующее: ученики не знают профессий, связанных с химией и  не понимают связи  профиля с   выбранной профессией. 40% детей не  знают  таких профессий,  и всего лишь 8% на этапе предварительной  диагностики  выбрали  химико-биологический профиль. Поэтому проект не просто актуален, он жизненно необходим  для процветания лицея, города и региона в целом.

Целью  проекта является создание организационно-педагогических условий для формирования готовности к выбору  профессии выпускника основной школы в условиях промышленного региона. Работа над проектом  не только дополняет, развивает, вносит новые элементы в содержание химического образования основной школы, но формирует готовность к осознанному выбору профиля и профессии.

Проект рассчитан на 1, 5 года и состоит из трёх этапов (аналитического, подготовительного и деятельностного). Более подробно хочу остановиться на деятельностном  - это, прежде всего организация и проведение основных мероприятий проекта: экскурсий, элективного курса, учебно-исследовательские работы учащихся, дистанционное домашнее задание, олимпиады, анализ результатов ГИА, заключительное анкетирование.

Надо отметить, что посещение Западно-Сибирского металлургического комбината оставило у детей неизгладимое впечатление. Кроме того, в рамках проекта использовалась возможность проведения исследований в химических лабораториях Сибирского государственного индустриального университета, Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, позволяющие  рассматривать исследовательские темы на стыке с другими науками, например,  математикой и информатикой.  Особо   хочется отметить,   что именно они являются наиболее активными социальными партнерами по реализации проекта. В лицее  успешно ведется элективный курс  «Химия промышленного региона» Данный курс состоит из  4 частей, обеспечивающий расширение  знаний базового курса химии и формирующий готовность выпускников основной школы к осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем, и к  выбору профессии. Знания,  полученные в ходе освоения этого курса, ученики успешно применяют в урочной деятельности. Кроме того, реализация  этого курса обеспечивает и знания о профессиях, связанных с химией и возможный выбор учащимися основной школы химико-биологического профиля обучения

В целях экономии учебного времени  и быстрого обмена полученными результатами организовано дистанционное домашнее задание. Оно заключалось в сборе  материала для справочника  и общении с  учителем по электронной почте.  Весь собранный материал систематизирован и логически выстроен по принципу: отрасль - специальность - учебное заведение. Ребята назвали справочник «Химия на службе Кузбасса», а к нему прилагается мультимедийное сопровождение. Выпущены  сборники « Живи, Кузнецкая земля!» с исследовательскими  работами учащихся.

Подводя итоги, следует сказать, что результатом  проделанной работы является открытие химико-биологического профиля в  нашем лицее. Не могу обойти вниманием и социальную значимость  реализуемого нами проекта.  Проект способствует сохранению  контингента молодежи в Кузбассе и  поднятию престижа профессий базовых отраслей промышленного  региона.

Литература

1. Боровский, Е. Э. Промышленные и бытовые отходы Текст: Учебное пособие / Е.Э. Боровский. - М.; Чистые пруды, 2007.-31с.

2. Лебедев, О. Е.  Дополнительное образование детей Текст/ Учебное пособие для ВУЗОВ/ О.Е. Лебедев. - М.; Владос, 2000.-251с.

3. Иванов  Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный   подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005, - с.101.

PDF