ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Раздел: Разработка методического обеспечения
Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ
15 августа 2015 г.
Авторы: Спиридонова Е. Г.
Е. Г. Спиридонова
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Социализация личности представляет собой процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. Эстафету принимает школа. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Как говорил английский писатель Д. Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, возможно, оно для вас и не наступит». А мы думаем о будущем по роду своей профессии.
Химия является основой для развития различных отраслей промышленности, а Кузбасс - это край большой химии. В «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» говорится, что в отраслевой структуре экономики региона преобладают черная металлургия, угольная и химическая промышленность. Осуществлять модернизацию экономики придется сегодняшним ученикам.
К сожалению, выбор профессии до сих пор большинством детей осуществляется неосознанно. Когда начинается знакомство с химией, очень многие увлекаются предметом. Участвуют в олимпиадах, в творческих конкурсах, работают над учебными исследованиями в химической лаборатории, открывают для себя предмет на элективных курсах, но удивляет тот факт, что, добиваясь успеха в предмете, лицеисты выбирают профили, не связанные с химией. Поэтому, в запуске проекта присутствует и личная заинтересованность.
Городской мониторинг профессиональных интересов учащихся показал явное противоречие: лидирующие позиции занимают специальности гуманитарной и финансово-экономической сфер. Хотя по данным службы занятости города Новокузнецка наблюдается спад спроса на эти специальности. При этом востребованные профессии производственно-технической сферы не вызывают должного интереса у учащихся.
Проведенная нами предварительная диагностика лицеистов 8 классов выявила следующее: ученики не знают профессий, связанных с химией и не понимают связи профиля с выбранной профессией. 40% детей не знают таких профессий, и всего лишь 8% на этапе предварительной диагностики выбрали химико-биологический профиль. Поэтому проект не просто актуален, он жизненно необходим для процветания лицея, города и региона в целом.
Целью проекта является создание организационно-педагогических условий для формирования готовности к выбору профессии выпускника основной школы в условиях промышленного региона. Работа над проектом не только дополняет, развивает, вносит новые элементы в содержание химического образования основной школы, но формирует готовность к осознанному выбору профиля и профессии.
Проект рассчитан на 1, 5 года и состоит из трёх этапов (аналитического, подготовительного и деятельностного). Более подробно хочу остановиться на деятельностном - это, прежде всего организация и проведение основных мероприятий проекта: экскурсий, элективного курса, учебно-исследовательские работы учащихся, дистанционное домашнее задание, олимпиады, анализ результатов ГИА, заключительное анкетирование.
Надо отметить, что посещение Западно-Сибирского металлургического комбината оставило у детей неизгладимое впечатление. Кроме того, в рамках проекта использовалась возможность проведения исследований в химических лабораториях Сибирского государственного индустриального университета, Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, позволяющие рассматривать исследовательские темы на стыке с другими науками, например, математикой и информатикой. Особо хочется отметить, что именно они являются наиболее активными социальными партнерами по реализации проекта. В лицее успешно ведется элективный курс «Химия промышленного региона» Данный курс состоит из 4 частей, обеспечивающий расширение знаний базового курса химии и формирующий готовность выпускников основной школы к осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем, и к выбору профессии. Знания, полученные в ходе освоения этого курса, ученики успешно применяют в урочной деятельности. Кроме того, реализация этого курса обеспечивает и знания о профессиях, связанных с химией и возможный выбор учащимися основной школы химико-биологического профиля обучения
В целях экономии учебного времени и быстрого обмена полученными результатами организовано дистанционное домашнее задание. Оно заключалось в сборе материала для справочника и общении с учителем по электронной почте. Весь собранный материал систематизирован и логически выстроен по принципу: отрасль - специальность - учебное заведение. Ребята назвали справочник «Химия на службе Кузбасса», а к нему прилагается мультимедийное сопровождение. Выпущены сборники « Живи, Кузнецкая земля!» с исследовательскими работами учащихся.
Подводя итоги, следует сказать, что результатом проделанной работы является открытие химико-биологического профиля в нашем лицее. Не могу обойти вниманием и социальную значимость реализуемого нами проекта. Проект способствует сохранению контингента молодежи в Кузбассе и поднятию престижа профессий базовых отраслей промышленного региона.
Литература
1. Боровский, Е. Э. Промышленные и бытовые отходы Текст: Учебное пособие / Е.Э. Боровский. - М.; Чистые пруды, 2007.-31с.
2. Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей Текст/ Учебное пособие для ВУЗОВ/ О.Е. Лебедев. - М.; Владос, 2000.-251с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005, - с.101.