ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Гаврилова Софья Александровна

С. А. Гаврилова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Перед современной школой стоит задача сформировать личность, которая будет готова жить в стремительно меняющемся мире. Умение учиться – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения им нового социального опыта, что определяет уровень развития универсальных учебных действий.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащегося.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках.

На сегодняшний день существует много современных образовательных технологий. В своей педагогической деятельности приоритетной считаю технологию современного проектного обучения. Проектная деятельность в равной степени вовлекает в процесс обучения и ученика, и учителя. Она развивает познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Школьникам приходит понимание того, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут их  использовать в своей жизни.

Современный учитель вполне осознает, что использование в обучении только классических традиционных методов преподавания все реже приводит к желаемым результатам. Пришло время менять представление о роли учителя в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности.

В условиях реализации ФГОС проектная деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы.

Метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе урока.

Предлагая выполнение заданий за компьютером, учитель предоставляет возможность стать исследователем, открывателем. При таком подходе каждый ребенок, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которые заинтересовали именно его. Всё это послужит базой для дальнейшей деятельности учащихся.

При изучении в 8-ом классе темы «Графический редактор Paint» учитель совместно с учащимися выполняет мини-проект («Новогодняя открытка», «Мы вас никогда не забудем», «Школа – окно в будущее»), где самым ценным  является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития. Во время работы над проектом учащиеся развивают своё воображение и творчество. Совместная деятельность над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое «я», рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Таким образом, появляется возможность реализовать универсальные учебные действия.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

-        повышение мотивации при решении задач;

-        развитие творческих способностей;

-        формирование чувства ответственности;

-        создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

У школьников постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы. По окончании изученной темы они должны осознать, какие знания и умения должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

При изучении темы «Текстовый редактор MicrosoftWord» были разработаны мини-проекты: «Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд». Также учащиеся создают творческие газеты на тематику, которая им наиболее интересна. В процессе создания своей газеты они собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки.

Итогом изучение темы «Publisher» является созданный буклет или календарь. Особое внимание отводится теме «Создание презентаций в PowerPoint», так как получаемые знания и умения в этой программе помогут учащимся в старших классах создавать компьютерное сопровождение любому докладу или реферату.

В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:

1. Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.

2. Изменить способ коммуникации: учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется:

-        высокой коммуникативностью;

-        активным включением в учебную деятельность;

-        принятием личной ответственности за продвижение в обучении.

Внедрение проектной деятельности в процесс обучения обеспечит существенное повышение качества образования.

Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если он самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников.

Работа над проектом  проводится индивидуально или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта учитель  помогает распределить роли и объясняет, что общий успех зависит от вклада каждого. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке.

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Работая по данной теме, пришли к выводу, что метод проектов ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности детей и на формирование универсальных учебных действий.

Считаем, что работа над проектом способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

-        принятие самостоятельных решений;

-        умение ставить задачи и задавать вопросы;

-        поиск нестандартных, оригинальных решений;

-        способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

-        раскрытие индивидуального потенциала.

Однако использование проектной методики, на наш взгляд, все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению.

PDF