ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного математического образования

6 июня 2016 г.

Авторы: Останина Е. П.

Е. П. Останина

ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Сформировать умение применять абстрактный язык математики для решения задач реальной жизни – это главное стремление учителя с учётом требований новых образовательных стандартов. Научить решать задачи практического содержания – это целое искусство, и не каждому обучающемуся под силу освоить основные алгоритмы их решения. Исходя из этого, хочется обратить внимание  на подсознательную работу мыслительных процессов. Стоит только вспомнить исторический пример о таблице, увиденной во сне Менделеевым. Бывает, что ничего не выходит с решением задачи, и при этом затрачено много сил и времени, но безрезультатно. Однако, когда возвращаешься к задаче после ночного отдыха или через несколько дней, появляется счастливая мысль, и задача решается. Характер задачи не играет роли: подобным образом можно вспомнить забытое слово, трудное слово в кроссворде, начало неприятного письма или решение математической задачи.

Существует мнение, что такие случаи происходят бла­годаря подсознательной деятельности. Ведь факт, что задача после продолжительного перерыва может вернуться в поле нашей сознательной деятельности более понятной и близкой к своему разрешению, чем она была в тот момент, когда мы прекратили сознательно работать над ней. Кто сделал ее более понятной, кто приблизил ее решение? По-видимому, мы сами, работая над ней подсознательно. Трудно найти другое объяснение; правда, психологи развивают но­вые теории, которые, возможно, со временем дадут более удовлетворительный ответ.

Каковы бы ни были достоинства или недостатки теории подсознательной деятельности, определенно существует пре­дел нашим сознательным размышлениям, который не сле­дует насильственно переступать. Бывают такие моменты, когда лучше всего на некоторое время оставить задачу в покое. «Утро вечера мудренее», - гласит старая поговорка. Если дать себе и задаче некоторый отдых, возможно, завтра мы добьемся большего результата ценой меньших усилий. «Если не сегодня, быть может, завтра», - гласит другая пого­ворка. Однако лучше не откладывать в сторону нерешенную задачу без чувства хотя бы небольшого успеха; хоть какая-нибудь маленькая деталь должна быть улажена; нужно уяснить себе какую-нибудь сторону вопроса к моменту, когда мы прекращаем работать над решением.

После перерыва проясняются лишь те задачи, решения которых мы желаем всей душой или над решением которых мы напряженно работали. По-видимому, чтобы вызвать подсознательную деятельность, совершенно необходимо сознательное усилие и напряжение. В противном случае все было бы чересчур просто, при решении трудных задач можно было бы лечь спать и спокойно ждать появления счастливой мысли. В старину внезапную удачную мысль считали вдохновением, даром богов. Этот дар, однако, надо заслужить своим трудом  или, по крайней мере, страстным желанием.

Для эффективной работы подсознания естественно необходима заинтересованная деятельность осознанных мыслительных процессов, то есть активная интеллектуальная работа по применению и отработке алгоритмов решения различных математических задач.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.  Глейзер Г.И. История математики в школе.- Москва: Просвещение, 1970.- 461 с.

2. Есипенко Г.Е. Математика в жизни.- Новосибирск: Новосибирское, 1960.-102 с.

PDF