ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УМК ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного математического образования

6 июня 2016 г.

Авторы: Подколзина О. Е. , Постникова А. А.

О. Е. Подколзина, А. А. Постникова

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УМК ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 

Математика – это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы. Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно выбирать турфирму, критически ориентироваться в экономической, статической информации, правильно оценивать возможность деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты.  В рамках реализации ФГОС немаловажной проблемой стала  проблема  выбора новых учебно-методических комплексов (УМК).

Каждое образовательное учреждение, каждый учитель из всего многообразия УМК должны выбрать для своих учащихся тот, который приемлем в данном классе, подходит для них и отвечает новым требованиям. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей.  В УМК должны быть заложены инструменты для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС. Главная задача УМК заключается не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, т.е. приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. 
Хотелось бы остановиться на тех УМК, по которым работает наше образовательное учреждение. В настоящее время в  нашей школе работают по УМК А. Г. Мордковича, Н.Я. Виленкина и В.Б. Полонского  по алгебре и Л.С Атанасяна, В.Б. Полонского, В.А. Смирнова – по геометрии.

Хотелось бы поделиться своим мнением о плюсах и минусах данных УМК.

Математика 5 – 6 классы.

Если алгебраическая составляющая курса одинакова,  разница только в порядке изучения тем, то  объем изучаемого геометрического материала различен.

Сравнительный анализ УМК по математике.

 

Алгебра 7 - 9 классы

УМК авторов под редакцией А.Г. Мордковича. Учебник издается отдельной книгой, в которой в разумной степени сочетается литературный и предметный языки. Задачник содержит избыточную систему упражнений; это значит, что учителю не придется использовать дополнительные задачники. Учебник и задачник составляют единое целое. Основная схема построения материала в учебниках такова: функция — уравнение — преобразования. Она отражает функциональный подход к развитию материала в учебниках данной линии.

В УМК М.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского теоретического материала не так много, как у предыдущего автора, но порядок изучения тем в алгебре распределен так, что даже слабый ученик усваивает необходимый минимум. Упражнения для домашней работы  имеют свой аналог из классной работы. Отдельно выделены задания для устной работы. Основная схема построения материала в учебниках такова: преобразования — уравнение — функция, т.е. с точностью «до наоборот». 

Все задания в данных УМК классифицированы по уровню сложности. Даны также задания повышенной сложности, которые можно будет использовать во внеклассной работе.

Из опыта работы  пришли к выводу, что для сильного класса больше подходит УМК А.Г. Мордковича.  Этот учебник  содержит избыточную систему упражнений; это значит, что учителю не придется использовать дополнительные задачники.  А УМК В.Б. Полонского лучше использовать для тех классов, где недостаточно сформированы предметные УУД.

Геометрия 7 - 9 классы

Если говорить об интересе детей к математике в целом, то  можно сказать, что с арифметикой, алгеброй, логикой дела обстоят неплохо, чего нельзя сказать о геометрии.

Учителям математики известно, что у большинства учащихся отсутствует интерес к предмету геометрии. Среди множества причин можно выделить две.

Первая – непонимание геометрии из-за недостаточного количества времени, отводимого на её изучение. Учащиеся ещё не успевают углубиться в одну тему, закрепить теоретический материал, как надо изучать новую.

Вторая – раздельное изучение планиметрии и стереометрии, а это приводит к тому, что у учащихся к 10 классу слабо развито пространственное воображение и пространственное мышление.

Отечественной школой накоплен уникальный опыт преподавания геометрии. Опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, создали  как нам кажется, интересные, учитывающие склонности и способности каждого ученика учебники УМК В.А. Смирнова и И.М. Смирновой и УМК М.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского.                           

УМК И.М.Смирновой следует традициям преподавания геометрии в школе, идущим от классических учебников А.П. Киселева. В нем реализован аксиоматический подход. Аксиомы вводятся постепенно, по мере необходимости. Для упрощения некоторых доказательств авторы используют несколько избыточную систему аксиом, что в рамках первоначального изучения геометрии оправдано.

            УМК Л.С. Атанасяна отличается более спокойным отношением к лозунгу «в геометрии все должно быть доказано!». Некоторые теоретические факты, используемые в дальнейшем изложении, даны в виде обычных задач, на которые труднее ссылаться.

           В УМК  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского подход к изучению материала похож на  УМК Л.С. Атанасяна, но в отличие от предыдущего автора такие задачи обозначены как “ключевые”.  Роль таких задач состоит в том, что полученные в результате их решения определённые факты и утверждения учащийся мог в дальнейшем использовать для решения других задач. Фактически утверждения, доказываемые в таких задачах, являются теоремами. Однако сама подача их в виде ключевых заданий определяется двумя задачами: уменьшением количества теорем, которые даются в теоретической части учебника в качестве готового материала для обязательного изучения, и, одновременно, активизацией творческих возможностей учащихся.

             Значительное внимание уделяется задачам на построение, они играют важную роль в формировании математической культуры и навыков сознательного применения свойств изучающихся объектов.

Учитель вправе выбирать любой учебник.  

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.    Издательский центр «Вентана - Граф» - https://www.vgf.ru/

2.     Федеральный государственный  образовательный стандарт - http://минобрнауки.рф/documents/2365

3.    Практика развивающего обучения – http://www.ziimag.narod.ru/

4.    Сайт УМК Смирнова В.А. и Смирновой И.М. - http://geometry2006.narod.ru/

PDF