Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы: С. А. Нечаев, О. В. Нечаева
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Имея достаточный опыт работы с информационной системой «Дневник.ру», проанализировав свои возможности, было решено принять участие в региональном проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».

Для реализации проекта были выбраны курсы «Геометрия» (7 класс), «Математика» (9 класс), «Информатика и ИКТ» (10 - 11 классы).

Математика изучается в автономной группе, в которую входят все учащиеся 9 класса. Обучение происходит с использованием очных и заочных форм. На уроке учитель частично объясняет новый материал, показывает оформление заданий и т.д. Заочное обучение предполагает самостоятельное выполнение учащимися  заданий образовательного контента.

Информатику и ИКТ с использованием дистанционных образовательных технологий изучают восемь человек, учащихся 10-11 классов. Для этого создана виртуальная группа, члены которой в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации изучают информатику на профильном уровне.

Из двух седьмых классов были сформированы две виртуальные группы по изучению геометрии. В первую группу вошли учащиеся, имеющие высокую мотивацию к учебе. Практически весь материал дети изучают самостоятельно. Задача учителя координировать и направлять деятельность учащихся, вовремя оказывая им помощь. Во вторую группу входят учащиеся со средним и низким уровнем обученности. Теоретический материал для таких учащихся объясняется на уроке, рассматриваются практические задания, аналогичные тем, которые представлены в содержании дистанционного курса. После урока дети еще раз дома просматривают теоретический материал и выполняют задания практической части.

Во время занятий сетевой педагог организовывает работу учащихся, используя различные формы: практические занятия, работу на тренажерах, тестирование, лекции. Конечно, использование дистанционных образовательных технологий не исключало возможности очного общения учителя и учащегося по содержанию курса.

Подводя промежуточный итог участия в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области»,  убедились, что  дистанционные образовательные технологии являются  очень удобной и полезной формой обучения.

К плюсам дистанционных  образовательных технологий  можно отнести:

-        Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

-        Гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

-        Технологичность - использование в образовательной деятельности новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

-        Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

-        Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

-        Объективность - в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.

Можно назвать ещё множество плюсов дистанционного обучения, но оно не  должно полностью заменить обычные занятия в классе, хотя  может очень эффективно дополнить их.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий в школе, оно ограничено рядом факторов.  Например:

- недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;

- неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях.

Итогом реализации  проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» в 2015-2016 учебном году станут результаты учащихся на государственной итоговой аттестации. В дальнейшем планируем продолжить участие в проекте, увеличивая количество курсов, привлекая учащихся из других образовательных организаций Куйбышевского района.

Закончить мне хотелось бы словами В.А. Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование дает основные ценности для человека в век информационных технологий.

Теги: дистанционные образовательные технологии, компетентность

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация