РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна

И. В. Сликишина

РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

По направлению подготовки 44.04.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями осуществляется подготовка учителей информатики и математики, информатики и английскому языку,  физики и информатики. Согласно образовательному стандарту [1],  в процессе подготовки бакалавров педагогического образования студентам  необходимо овладеть следующими компетенциями:

ОК-8 готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК-3 готов применять современные методики и технологии,  методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ;

ПК-5 способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности   и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

СПК-2 способен проектировать основные компоненты методической системы обучения информатике;

СПК-3 способен проектировать и развивать электронную образовательную среду, создавать, формировать, администрировать и осуществлять экспертизу качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения функционирования электронной образовательной среды.

Эти общекультурные, профессиональные и специальные компетенции должны быть освоены в процессе изучения следующих дисциплин учебного плана:

•         Информационные технологии в образовании;

•         Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

•         Компьютерные средства перевода научной литературы;

•         Организация электронной среды обучения;

•         Медиаобразование;

•         Информационные технологии в математике;

•         Информатизация управления образовательным процессом.

В процессе изучения перечисленных дисциплин студенты отрабатывают умения и навыки владения профессиональными качествами применения мультимедийных технологий на уроках информатики. Этой подготовкой занимаются преподаватели кафедры теории и методики преподавания информатики.

Особенно успешно для достижения овладения перечисленными компетенциями получается использовать презентации нового материала на лекциях, применять электронные версии лабораторных работ и использовать различные тренажеры и демо-версии программного обеспечения.  В результате такой деятельности у студентов появляется уверенность в выборе необходимых средств мультимедиа, на собственном примере они убеждаются в повышении эффективности усвоения нового материала с применением мультимедийных средств учебного назначения.

Таким образом, получаем необходимые навыки будущих учителей информатики в данной области.

Тем не менее, существуют и определенные проблемы  с применением мультимедиа-технологий в преподавании других дисциплин.

Согласно сложившейся традиции объяснения и закрепления нового материала с помощью традиционных педагогических средств, в профессиональном сообществе преподавателей и учителей математики, физики и английского языка нет устоявшихся приемов применения мультимедийных средств учебного назначения.

Конечно, на специальных дисциплинах, таких как «Компьютерные средства перевода научной литературы» и «Информационные технологии в математике» преподаватели используют современные электронные средства обучения, но этого, к сожалению, совершенно недостаточно для достижения профессионального уровня овладения перечисленными ранее компетенциями.

Во время педагогической практики студенты сталкиваются с аналогичными проблемами в школе. Далеко не все образовательные учреждения города Новокузнецка и Юга Кузбасса оснащены необходимым аппаратным и программным обеспечением для использования мультимедийных средств в процессе обучения математики, физики и английского языка. Учителя, не имея необходимого учебного времени для применения инновационных технологий, не уделяют должного внимания мультимедийным средствам обучения. Отдельным вопросом стоит недостаточный уровень профессиональной подготовки учителей предметников в области применения ИТ в своей профессиональной деятельности.

Возможными вариантами решения этой проблемы может быть максимальное применение мультимедийных технологий в работе профессорско-преподавательского состава педагогических вузов. Возможно применение совместных занятий с преподавателями кафедр информатики.

Особенно важно в данном направлении использовать электронную среду обучения. Подобные технологии уже повсеместно используются в образовательных учреждениях, но недостаточно наполнены практические компоненты.

Для того, чтобы использовать электронную образовательную среду в целях повышения эффективности учебного процесса, необходимо не только разработать электронные презентации уроков и выложить их на серевер ОУ, но и оцифровать весь дидактический материал, ознакомиться и научиться использовать существующие программные средства. Вся эта деятельность преподавателей образовательных учреждений должна соответственно стимулироваться и поощряться администрацией. Только в этом случае использование мультимедийных технологий в учебном процессе выйдет на необходимый уровень и станет обязательной составляющей любой образовательной среды.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.           Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования/ Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.edu.ru/index.php?page_id=34

PDF