ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Формирование коммуникационной культуры и положительной мотивации в обучении

3 марта 2010 г.

Авторы: Серова Наталья Анатольевна

Н. А. Серова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

Проблема социального сиротства является одной из острейших в России: с каж­дым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родите­лей. Данное явление приобретает массовость и социальную опасность. Число беспризорных детей в нашей стране, по общим оценкам, колеблется  в пределах от 2 до 5 млн. человек (при общем числе детей в России около 30 миллионов). Большая часть детей в результате асоциального поведения родителей уходят из семей, пополняя ряды беспризорников и, следовательно, становятся социальными сиротами.

Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников,  которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные нарушения физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, оказывают влияние на такую немаловажную сферу жизни  воспитанников, как учебная деятельность.

Проблема отношения школы и общества в целом к детям, лишенным родительского попечения и проживающим в детских домах, детских домах-школах, или интернатах, является одной из самых сложных и малоизученных проблем социализации.

Регулятором учебной деятельности является мотивация, которая пронизывает все психологические процессы обучаемого. Проблема изучения мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения по сравнению с учащимися массовой школы, что позволяет провести параллели между особенностями их развития и мотивами учебной деятельности, выявить основные направляющие тенденции в мотивации их учебной деятельности и найти решение многих проблем, связанных со школьной социализацией воспитанников.

Учение - основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний. Если ученик,  обладающий определенными способностями, поставил перед собой цель учиться лучше, то важно выяснить какова причина его решения.

Также важно понять, почему ребенок не может учиться лучше и что или кто ему в этом мешает. Возможно, что есть ряд причин, не дающих ребенку хорошо учиться, может это просто нежелание учиться, может, к нему плохо относятся в школе, ругают родители, кто-то мешает заниматься.

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Сегодня учеников жалеют - и нагрузка у них не по годам, и социальное неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за своей мизерной зарплаты. При этом многие забывают о том, что именно в детстве у человека самые высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л. С. Выготским.

 Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в другие.

Один из американских  психологов дал, на мой взгляд, очень интересное и   образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди - успевающие, сзади - отстающие, неуспевающие. 

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагогики и психологи.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

В основу модели нашего учреждения положена структура, позволяющая ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях семьи, систематизирующим фактором которой является условие совместного проживания братьев и сестер в одной семье, независимо от их возраста. Данная структура действует по принципу «замещающей семьи».  Реализация принципа семейного воспитания осуществляется при условии взаимодействия ряда факторов, одним из которых является социальная открытость учреждения( дети , проживая в семье, обучаются в различных школах города, посещают учреждения дополнительного образования и пр.)

Поступление детей в семью происходит как из социального приюта, так и  непосредственно из асоциальных семей, где воспитанием детей никто не занимался; зачастую класс их обучения не соответствует возрасту; у детей наблюдается задержка психического развития, у них низкий уровень интеллекта, не сформирована познавательная сфера. И все эти дети  приходят в семью, где  возраст воспитанников колеблется  от 4 до 18 лет, а это предполагает применение индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагогу важно изучить особенности детей, чтобы в дальнейшем успешно формировать положительную мотивацию учебной деятельности, помогая каждому ребенку получить необходимое образование для последующего профессионального самоопределения, а значит, и успешной социализации  в будущем. С этой целью воспитателями применяются самые разнообразные формы и методы педагогического воздействия, способствующие успешному решению воспитательно-образовательных задач.

Сегодня в детском доме проживают 64 ребенка, из которых только 6 -дошкольники, остальные - учащиеся 1-9 классов и профессионального училища. Высокий уровень мотивации отмечается у 34 % детей (это в основном учащиеся начальной школы и профессионального училища). Средний уровень присутствует у 23% ( это средняя школа). Сниженный уровень-23% (средние и старшие классы). Низкий уровень-7% ( чаще это вновь поступившие дети). У большинства детей (около 70%) преобладает внутренняя мотивация учения и отрицательные мотивы учения (стремление избежать укоров со стороны воспитателей семьи-72%, учителей-36%, хотят заслужить похвалу 36%, рассматривают учебу как путь к личному благополучию 45%, как реализацию своих способностей 36%). Стремление к достижению успеха на высоком уровне у 53% (!) детей, на среднем - у 37%, то есть можно считать, что дети хотят быть успешными в учебе, но существуют проблемы различного характера, мешающие им осуществить свои планы.

Серьезной проблемой в работе с детьми по формированию у них положительной мотивации учебной деятельности является несоответствие класса обучения возрасту (54%!) и проблемы со здоровьем детей (около 70% воспитанников детского дома  имеют более двух хронических заболеваний). Анализируя уровень успеваемости детей детского дома, стоит отметить, что для нас характерна поздняя неуспеваемость, то есть проблемы подросткового возраста (57%) и снижение уровня успеваемости при переходе из начальной в среднюю школу (14%). Если проследить типы неуспевающих учеников, то можно заметить, что у 75%(!) детей наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению, и лишь  25% детей могли бы учиться лучше, чем учатся, то есть высокое качество их мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Нельзя не сказать о том, что на уровень успеваемости детей влияют и внешние причины. Так, у 46% детей низкий уровень успеваемости связан в первую очередь с несовершенством организации учебного процесса, то есть с отсутствием индивидуального подхода к детям в рамках общеобразовательной школы, а также серьезные пробелы в знаниях детей, с которыми дети уже приходят в детский дом.

Основной проблемой  в решении вопроса формирования положительной мотивации учебной деятельности  у воспитанников является сегодня то, что детей с высоким уровнем интеллекта, развитой познавательной сферой и сформированными учебными навыками  охотно берут в приемные семьи. На их место приходят  дети, совершенно неадаптированные к особенностям нашего учреждения, с низким уровнем интеллекта, которые должны находиться в  интернатных учреждениях седьмого вида, но по причине недостатка таковых в области , попадают в наш семейный детский дом. И, конечно, у таких детей, как правило, отмечается низкий уровень мотивации учебной деятельности. Подтверждением тому служат следующие факты: в период с 1996 года  только из одной  семьи  в коррекционную школу было выведено 9 детей, что составляет  почти 20 % от общей численности семьи за 14 лет существования; в учреждения для детей-сирот с девиантным поведением -2% воспитанников; были оставлены на дублирование учебного курса 12% воспитанников.

В то же время применение различных адекватных форм и методов формирования положительной мотивации учения приводит к тому, что при выходе из детского дома и поступления в учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования мы наблюдаем, что практически 100% детей имеют положительную мотивацию учебной деятельности и с большим желанием идут учиться в эти учебные заведения. В период получения образования имеют положительные результаты обучения, ежегодно при подведении итогов года наши воспитанники награждаются грамотами, дипломами за успехи в учебе, активную жизненную позицию участие в конкурсном движении. Около 80% воспитанников профессиональные учебные заведения на «4» и «5».

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что при условии применения адекватных форм и методов развития мотивации учебной деятельности и проведения коррекционно-развивающей работы у детей-сирот постепенно формируется позитивное отношение к учению, что проблема поступления в детский дом неадаптированных детей с низким уровнем интеллекта, неразвитой познавательной сферой и несформированными учебными навыками, которые требуют индивидуального подхода и применения самых разнообразных форм и методов воздействия, действительно существует и требует дальнейшего разрешения.

PDF