РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ON-LINE ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Шеремет Алена Николаевна

А. Н. Шеремет

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ON-LINE ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

Сегодня on-line обучение четко ассоциируется у всех с системами дистанционного обучения. Но на самом деле, у этих понятий различные трактовки. Поэтому в данной статье разберем значение каждого из них.

Так, on-line обучение подразумевает под собой удаленный доступ к учебным материалам в режиме on-line. Несомненными преимуществами такой формы обучения являются: доступ к учебным курсам в удобное для студента время и отсутствие затрат личного времени и денежного ресурса при преодолении расстояния до этого места проведения этого курса. On-line обучение отлично подходит для тех, кто живет в отдаленных районах, и поэтому не может позволить себе прохождение того или иного курса в очной форме обучения или же попросту дорожит своим временем и не может позволить себе тратить его на непосредственное взаимодействие с традиционной системой обучения.

Конечно, преимущества, которыми обладает такой вид обучения бесспорны, но недостатки, тем не менее, также присутствуют. Как уже говорилось, отсутствует личный контакт между преподавателем и студентом, который позволяет взаимодействовать не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоциональном. Невербальная информация, поступающая от человека при прямом контакте, теряется полностью, когда говорим об опосредованном общении.

Система оценивания хоть и является беспристрастной при on-line обучении, но все же не лишена недостатков. Возникает проблема, связанная с идентификацией личности, которая участвует в итоговых проверочных испытаниях. Невозможно отследить, чтобы по ту сторону экрана сидел именно тот человек, который заявляет свое право на получение свидетельства об удовлетворительном прохождении того или иного курса. В этом случае обычно эту проблему решают таким образом, чтобы обучающийся был обязан проходить итоговые аттестационные испытания при непосредственном участии преподавателя или даже комиссии.

Третьим недостатком, серьезной проблемой может быть, на наш взгляд, технические неполадки. Доступ к сети Интернет должен быть на высоком уровне, т.е. он должен быть достаточно стабильным, бесперебойным. Иначе ни о каком обучении не может быть речи в принципе.

Формы организации on-line обучения могут быть разнообразными. Они могут включать в себя  и дистанционные учебные курсы, и виртуальные школы, и телеконференции, и вебинары, и пр.

В основе понятия «дистанционное образование» лежит слово буквально обозначающее «на расстоянии», а в основе понятия «on-line образование» лежит слово «в режиме реального времени». Именно эти базовые значения и отличают вышеобозначенные словосочетания. Целью дистанционного обучения является обучение без прямого постоянного общения со студентом.

Дистанционное обучение –  одна из составляющих дистанционного образования. Как и в традиционном определении понятия обучения в педагогике, так и в дистанционном обучении, основный смысл остается. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Рассмотрим принципы дистанционного обучения, предложенные Е.С. Полат.

Принцип интерактивности. Он предполагает взаимодействие, взаимовлияние по средством таких технологий как телеконференции, электронная почта, гипретекстовые учебные пособия и пр.

Принцип открытости. Предлагает открытое и гибкое образование за счет использования многих видов учебных материалов и возможности доступа к ним.

Принцип гибкости. Дает возможность приспосабливать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающегося.

Принцип передаваемости. Обеспечивает передачу образовательного контента в текстовом, аудио или других форматах по всему миру.

Принцип сознательности и активности. Предполагает сознательное отношение обучающегося к своей учебной деятельности, а также владение приемами этой деятельности, умение практически применять приобретенные знания в новых условиях, формирование на основе знаний устойчивых убеждений, способность к самоконтролю.

Принцип систематичности и последовательности. Предполагает овладение знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, так чтобы выстраивалась некая система знаний в головах обучающихся.

Для того чтобы дистанционное обучение развивалось в системе подготовки бакалавров необходимо обеспечить организационную поддержку этого процесса. Компонентами этой системы обычно бывают:

1.    Само непосредственно учебное заведение. По другому его называют провайдером дистанционного обучения. Главными его функциями является информационно-организационная поддержка.

2.    Информационные ресурсы – это весь учебный контент: учебные курсы, информационные источники, конференции и пр.

3.    Средства обеспечения функционирования системы дистанционного обучения. Это организационные, технические, программные и прочие средства.

4.    Преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные курсы, которые называются тьюторы.

5.    Обучающиеся или студенты.

Чтобы система дистанционного обучения функционировала корректно необходимо выполнять следующие условия:

     -   обеспечивать поддержку учебных курсов;

     -   обеспечивать доставку учебного материала студентам;

     -   обеспечивать поддержку справочных материалов;

     -   проводить консультации;

     -   обеспечивать контроль знаний;

     -  организовывать коллективные формы обучения, общение между студентами и тьюторами.

Таким образом, для того чтобы сегодня успешно внедрять и обеспечивать on-line обучение или дистанционное обучение необходимо выполнять все условия обеспечения успешного функционирования данных систем.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Полат Е.С., Моисева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2006. - 400 с.
  2. Шеремет А.Н. Сущностные характеристики понятия  «мобильность» в рамках подготовки бакалавров по направлению «педагогическое образование» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-5. С. 161-165.
  3. Читайло А.И. Возможности применения игрового адаптера ПК в школьном физическом эксперименте // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2009. № 1 (01). С. 20-24.
PDF