ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Ахмедова А. Ю.

А. Ю. Ахмедова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Исследователи называют несколько наиболее популярных направлений использования ИКТ на уроках в начальной школе, в зависимости от цели использования:

- для наглядного представления информации;

- выполнения упражнений с опорными схемами, таблицами, графиками в интерактивной форме;

- использования в качестве тренажера;

- в организации тестирования с отслеживанием индивидуальных результатов достижений учащихся;

- организации самостоятельной поисковой или творческой работы школьников, и др.

Остановимся подробнее на тех возможностях, которые связаны именно с созданием творческих работ младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Творческие работы, выполняемые детьми на уроках литературного чтения, разнообразны. Основные из них – это иллюстрирование (словесное и графическое), драматизация (инсценирование), пересказ (рассказывание). Кроме того, занимаясь творчеством, младшие школьники на уроках литературного чтения пишут стихи и сказки, готовят выпуски познавательных журналов, оформляют сборники «классных» сочинений, пишут воображаемые письма литературным героям, выполняют творческие исследовательские проекты и т.д.

Использование ИКТ как на уроках литературного чтения помогает создать условия для переноса полученных учащимися знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, так как в процессе такой работы дети создают авторские работы. Представим, как современные ИКТ помогают в раскрывать творческие способности младших школьников на уроках литературного чтения.

Интересным видом творческой работы в начальной школе является создание таких творческих работ, как аудиоспектакли. Для создания аудиоспектакля можно использовать программу Movie Maker. Так, при изучении во 2 классе темы «Братья наши меньшие» младшие школьники знакомятся с несколькими произведениями о жизни животных. К примеру, изучаются фольклорные произведения о животных (загадки, считалки), рассказ К. Ушинского «Кот Васька», а также стихотворение Е. Благининой «Голоса леса». Выполняя домашнее задание, каждый ученик готовил свою небольшую роль: выразительное чтение отрывка, создание иллюстрации к нему. Эти рисунки были заранее отсканированы.

Отличительной чертой аудиоспектакля является наличие звука. Поэтому самый ответственный момент связан с записью звука. У детей важно сформировать представление о том, что в аудиоспектакле артисту не могут помочь ни мимика, ни жесты, ни костюм, ни декорации, можно разнообразить работу только звуком. Поэтому особое внимание на этапе подготовки уделяется выразительному, красивому, четкому чтению. Каждый ребенок старается исполнить «свою роль» как можно лучше. Звуковые файлы можно записать и сохранить на компьютере в форматах MP3 и WAV. После записи звука можно приступать к монтажу фильма в программе Movie Maker.

Большинство направлений работы с использованием ИКТ в начальной школе связаны с применением программы MS Power Point. На уроках литературного чтения учитель часто обращается к цифровым носителям, чаще всего использует презентации, рассказывающие о жизни и творчестве детских писателей. Электронные иллюстрации, видео- и аудиозаписи создают особую атмосферу во время урока. Учитель нередко обращается к детям с просьбой найти и подготовить дополнительный материал о писателе или произведении.

В таком случае презентация, подготовленная младшим школьником, является его творческой работой. При ее создании ученик может использовать непосредственно интернет. Изучив информацию с сайтов, младший школьник создает собственный творческий продукт. Работа над презентацией способствует развитию самостоятельности выбора, умения логически строить будущее сообщение, предоставляет возможность оригинально оформить подготовленный материал, а главное – выявляет творческий потенциал ребенка в оценке литературных имен и событий. Ведь создание презентации не подразумевает механическое копирование готовой информации, а является творческим процессом, в результате которого создаются оригинальные тексты в разных жанрах и стилях.

В современном образовательном пространстве много базовых цифровых ресурсов, необходимых для подготовки презентации о детском писателе. Ученик может обратиться в поисках информации для презентации к таким электронным ресурсам, как учебные сайты, аудио- и видеоколлекции, интернет-библиотеки, виртуальные музеи. Например, электронный альманах о книгах для детей «Библиогид», созданный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и предназначенный для руководителей детского чтения, в том числе родителей. Важно, что Интернет-сайт «Библиогид» каждую неделю пополняется новыми материалами, подготовленными специалистами - библиографами. Сайт «Библиотека детской литературы» представляет информацию о наиболее популярных в настоящее время детских книгах, дает возможность прочитать несколько страниц книги и даже скачать весь текст. К произведениям прилагаются биографии писателей и их фотографии.

Готовясь к урокам литературного чтения, дети могут совершить экскурсию по виртуальным музеям, чтобы ощутить атмосферу определенной эпохи или побывать в кабинете известного писателя. Интересно младшим школьникам будет побывать в «Виртуальном музее литературных героев», обратиться за справкой в коллекцию «Русская и зарубежная литература для школы», узнать о творчестве современных писателей в содержательном обзоре.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методами и приемами обучения создают условия для реализации младших школьников в творчестве.

Список литературы

1.           Пащенко, О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 257 с. – Режим доступа: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/1651_Informatizatsiya%20obrazovatelnogo%20protsessa.pdf.

2.           Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. - 368с.

3.           Поль Д.В., Юдушкина О.В. ИКТ в развитии литературной одаренности современных подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/ikt-v-razvitii-literaturnoy-odaryonnosti-sovremennyh-podrostkov

4. Интернет-сайт «Библиогид». - Режим доступа:  http://www.bibliogid.ru

5. «Библиотека детской литературы». - Режим доступа: http://kidsbook.narod.ru

6. «Виртуальный музей литературных героев». - Режим доступа: http://www.likt590.ru/project/museum/

7. «Русская и зарубежная литература для школы». - Режим доступа: http://litera.edu.ru

8. Творчество современных писателей в содержательном обзоре. - Режим доступа: http://bibnout.ru/2011/08/01/nachalnaya-shkola/sovremennye-detskie-pisateli-obzor/.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Попова Л.В.

PDF