ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Нюкалова Е. О.

Е. О. Нюкалова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Формирование различных качеств навыка чтения у младших школьников можно осуществлять с использованием средств информационных технологий. Современные компьютерные тренажеры, обучающие программы помогают младшему школьнику тренировать качество чтения, вносят занимательность, наглядность, позволяют работать с каждым ребенком на разных возрастных этапах.

Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно в их обучении применять качественный иллюстративный материал, вовлекать в процесс восприятия нового не только зрение, но и воображение, слух, эмоции. ИТ позволяют привлечь к обучению такой материал. Использование ИТ в начальной школе способствует переходу от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок является активным субъектом учебного процесса, осознанно усваивает знания.

С помощью компьютера можно создавать игровую учебную среду, которая напоминает мультфильм. Ребенок в такой среде, использует свои способности, знания и умения, т.к. должен выполнить определенные практические задания. Существует много компьютерных игр для детей, которые развивают различные навыки: тренируют внимание и память, помогают выучить ребенка счету, используются в изучении звуков и букв, иностранных языков. Компьютерные игры позволяют школьнику видеть не только результат своей деятельности, но и динамику самого творческого процесса. Компьютер может быть источником учебной информации, мультимедийным наглядным пособием, тренажёром, средством диагностики и контроля. Поэтому в процессе обучения ИКТ можно использовать на различных этапах: во время объяснения нового материала, в ходе закрепления, повторения, контроля, обобщения и систематизации, а также в домашней и внеклассной работе.

Для формирования у детей навыка чтения мы предлагаем использовать программы:

1. «Баба-Яга учится читать» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://babyuser.ru/mini/861-baba-jaga-uchitsja-chitat.html

2. Веселая азбука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russobit-m.ru/catalogue/item/vf_veselaya_azbuka/

3. Веселая азбука Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obuk.ru/detlit/69055-veselaya-azbuka-kirilla-i-mefodiya.html

4. Волшебный букварь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// soft.24autopartsforall.com/category_1108172/good_131983/

5. Говорящая азбука «Знаток» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://jili-bili.ru/catalog/?prod=6415

7. Динамические кубики Чаплыгина «Читаю легко» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rtstudio.ru/

8. AZBUKA PRO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. azbuka-pro.ru/azbuka.php

Помимо компьютерных развивающих игр, учитель может использовать в практике формирования навыка чтения у младших школьников электронные пособия к учебникам в соответствии с ФГОС, которые расширяют содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимации, интерактивных заданий, упражнений и игр.

В программе «Школа России» одним из содержательных пособий данного типа наиболее интересным, грамотным и эффективным мы считаем электронное пособие к учебнику В.Г. Горецкого «Русская азбука», которое используется при проведении учебных курсов по обучению грамоте и письму. Данное электронное приложение создает предпосылки для дальнейшего использования компьютерных технологий в учебном процессе и в самостоятельной учебной деятельности учащихся по поиску и отбору информации при выполнении исследовательских заданий и проектов.

Таким образом, анализ актуального состояния педагогической практики по использованию информационных технологий для формирования качеств навыка чтения в начальной школе показывает, что целенаправленное использование рассмотренных развивающих компьютерных программ позволяет повысить эффективность формирования качеств навыка чтения у младших школьников.

Список литературы

1.     Горецкий, В.Г. О проверке навыка чтения: Оценка навыков чтения учащихся начальных классов [Текст] / В.Г. Горецкий // Начальная школа, 2001. - №8. - С. 48-58.

2.     Кадочникова, О.А. Использование технологических приемов обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению [Электронный ресурс] / О.А. Кадочникова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416312/

3.     Костыгова, А.Е. Учебно-методические материалы по использованию электронного приложения к «Азбуке» В.Г.Горецкого [Текст] / А.Е. Костыгова. – М.: Веста, 2013. – 92 с.

4.     Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

5.     Лемешко, Т.Б. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Т.Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012. - 132 с. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926

6.     Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению [Текст] / Н.Н. Максимук. – М.: ВАКО, 2004. – 124 с.

7.     Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2010. - 368с.

8.     Швед, М.В. Информационное обеспечение педагогических технологий в интегрированном обучении [Электронный ресурс]. / М.В. Швед. – Режим доступа: http://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/3210/Швед%20М

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Попова Л.В.

PDF