ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
5 сентября 2016 г.
Авторы: Сергина О. А.
О. А. Сергина
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативные УУД включают в себя:
- сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить понятные для партнёра высказывания;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение строить монологическое высказывание;
- способность предотвращать и преодолевать конфликты.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе реализации совместных проектов разной направленности. В условиях информатизации общества и образования при формировании УУД, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование современной информационно-образовательной среды [2].
Возможности информационно-коммуникационных технологий на разных уроках, помогают в формировании коммуникативных УУД младших школьников.
Очень эффективно реализуются возможности ИКТ для формирования коммуникативных УУД на уроках по развитию речи. в ходе игры на компьютере с текстовым редактором Word, с участием ножниц, клея и бумаги.
«Практическое пособие по развитию речи» О. Узоровой, Е. Нефедовой; «Сборник упражнений и тестов по развитию речи» Е. Грабчиковой; «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе» Л. Артюховой, Н. Шевердиной и др.
Перейдём непосредственно к технологии проведения занятий.
Одним из заданий было составление текста из «рассыпавшихся» предложений, которые дети обобщают и показывают на экране компьютера, как с помощью панели инструментов Word «вырезать – вставить» можно редактировать текст. Учащиеся разрезают предложенный текст на отдельные предложения, переставляют их в нужном порядке и составляют связный текст. На интерактивной доске записывались наиболее интересные заголовки и сравнивались с авторским. Редактирование текста используется для краткого изложения, вставляя в него подходящие по смыслу части речи, составления из разных текстов докладов или сообщений для уроков окружающего мира, истории.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному, при котором ребёнок становится активным участником образовательного процесса.
Использование ИКТ даёт возможность учителю, применяя разнообразные способы представления учебной информации, гибко управлять обучением, чтобы повысить качество знаний обучающихся и способствовать формированию универсальных учебных действий. Применение информационных технологий на уроке способствует усилению дифференциации по каналам восприятия учебного материала, по возрасту, видам внимания и памяти [3].
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.
3. Юнина, Е.А. Новые педагогические технологии [Текст]: учеб. .метод. пос. / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2008. – 148 с.
Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Попова Л.В.