Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Автор: Д. И. Волегова
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Теория и методика обучения информатике"

В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.

Важной задачей обучения информатике в средней школе является подготовка к продолжению образования в высшей школе, воспитание у учеников стремления к непрерывному пополнению своих знаний в избранном направлении с помощью самообразования. Школьная программа содержит обязательный для всех учащихся минимум знаний по всем предметам. Факультативные занятия, вводятся с целью углубления знаний, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. 

      Изучение программирования в курсе информатики является самым сложным периодом обучения в данной науке. В данное время алгоритмизация и программирование в школах изучается в 9 классах –Turbo Pascal, в 10 – 11 классах изучается объектно-ориентированное программирование Delphi. По новой программе программирование начинают изучать с 7 класса – линейные программы, 8 классы – программы с ветвлением, 9 классы – циклические программы и массивы.  Изучение логического программирования не входит в основную программу обучения, но его важность очень высока: и в логике, и в программировании требуется явное выражение знаний и методов в некотором подходящем формализме. Явная формулировка каких-либо сведений является утомительной работой. Однако формализация в логике часто является интеллектуально благодарной работой, поскольку при этом приходит большее понимание задачи.

Факультативные занятия по теме «Логическое программирование» предназначены для учащихся 10-11 классов информационно-технического профиля обучения.  Перед  изучением данной темы ученик должен знать логические операции, представление данных, подвергаемых обработке — входных, выходных и вспомогательных, используемых внутри программ (структурирование данных), основы объектно-ориентированного программирования (Бэйсик, Паскаль). Тема «Логическое программирование» рассматривается  в рамках темы «Моделирование знаний и логическое программирование». Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (2004 г.). 

Программа рассчитана на 16 часов, в течение которых ученики будут изучать понятия данной темы, решать логические задачи, научатся работать знать основные понятия изученной темы, научиться решать логические задачи, научатся работать со встроенными предикатами языка Пролог, базами данных, базами знаний.

Современная школа все больше стремится к применению специальных методик направленных на развитие детей, формирование у них творческих способностей. Не в стороне и информатика с информационными технологиями. Основываясь только на обязательном минимуме содержания образования по информатике не всегда можно удовлетворить те потребности ребенка, которые связаны с получением более глубоких и полных знаний по интересующим его направлениям, поэтому дальнейшее развитие курса информатики должно быть связанно, прежде всего, с углублением знаний по данному направлению.

На разработанном факультативном курсе рассмотрены теоретические основы логического программирования. Даны примеры и описание предметной области с помощью логических моделей. Изложены основы логического программирования на примере языка Prolog. Рассмотрены структура программы, алгоритм работы, ввод – вывод, работа с числами, а так же разобраны задания для самостоятельной работы учащихся.

Исходя из вышесказанного, данным факультативным курсом я хочу дать тот материал, который не входит в отведённые программой часы, а также тот материал, на который, на мой взгляд, отведено недостаточно времени для хорошего усвоения. Учитывая сложность темы, считается, что лучше всего изучать эту тему в рамках профильного обучения.

 

Список литературы

1.       Бессмертный И.А. Основы логического программирования – СПб: НИУ ИТМО, 201_. – 100 с. Режим доступа: http://open.ifmo.ru/
images/2/24/130441_logic_programming.pdf (Дата обращения: 25.03.2016)

2.       Шеремет А.Н. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и коммуникационных технологий [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Шеремет. – Новокузнецк, 2009. – 208 с.

3.       Шрайнер П.А. Основы программирования на языке Пролог. Курс лекций. Учебное пособие. Режим доступа: http://rusinov.net/wp-content/uploads (Дата обращения 26.03.2016) 

 

Научный руководитель доцент кафедры ТиМПИ,

Шеремет А.Н.

Теги: логическое программирование, факультативный курс, профильное обучение

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация