РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Теория и методика обучения информатике"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

22 сентября 2016 г.

Авторы: Усольцев А. Ю.

А. Ю. Усольцев

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

 

В рамках, отводимых школьной программой в базовом курсе информатики, овладение даже основами программирования на современных  языках представляется невозможным. Тем не менее, контингент школьников, у которых  есть интерес к изучению, несомненно, существует. В первую очередь, это учащиеся физико-математических классов, гимназий и лицеев. У большинства из них есть мотивация и способности к освоению программирования. Мотивация есть и у учителя – ведь большинство современных олимпиад по информатике являются по своей сути олимпиадами по программированию, а по успехам учеников в олимпиадах зачастую судят о квалификации учителя, хотя в случае с информатикой это далеко не бесспорно.

На самом деле важна технология обучения, которая позволяет школьникам успешно выступать на олимпиадах и успешно сдавать ЕГЭ.

Основное внимание при обучении информатике  должно делаться на программирование, а именно теоретическую информатику как логику представления чисел и программирование в смысле умения создать и разработать алгоритм.

На мой взгляд, нужно учить детей тому, что может им впоследствии  пригодится, когда они будут заниматься  профессиональной деятельностью, будь это математика или программирование.

И даже если учащийся не собирается становиться профессиональным программистом  или математиком (а большинству это не требуется), существует множество причин для изучения программирования:

Самая важная причина — желание. Программирование очень интересно и приносит внутреннее удовлетворение как хобби;

Если учащийся интересуется компьютерами и хочет больше узнать о том, как они работают, как заставить их делать то, что нужно, ему имеет смысл изучить программирование;

В качестве своей дипломной работы я  разработал учебный курс по программированию. Этот курс рассчитан на 8-11 классы и в нем даются  все основные понятия.

Для изучения программирования с помощью этого курса предполагается использовать  помимо компьютера с операционной системой Windows или Linux некоторое стороннее программное обеспечение, которое должно быть одновременно кроссплатформенным и позволяющим его бесплатно получить и использовать. 

Начиная с 8 класса общая схема курса такая:

8 класс

•    Введение в программирование и алгоритмизацию: исполнители системы Кумир (Робот и Черепаха)

•    Условия, циклы, вспомогательные алгоритмы, рекурсия, переменные

•    Арифметические операции, идеи обработки числовых последовательностей (массивов)

9 класс

•    Все основные возможности языков программирования (условия, циклы, массивы, строки, функции, рекурсия)

•    Алгоритмы (Алгоритм Евклида, быстрое возведение в степень, разложение числа на простые, сортировки)

•    Конец обучения уровень задачи С4 ЕГЭ)

10-11

•    Технологии программирования (множества и словари, основы ООП, использование стандартной библиотеки)

•    Системы счисления, представление целых и действительных чисел

•    Алгоритмы: комбинаторика, рекурсивный перебор

Стоит отметить, что полноценные занятия по курсу можно проводить лишь, когда на уроки информатики отводится не менее двух учебных часов в неделю. В противном случае изучение программирования лучше проводить в рамках факультатива.

Список литературы

1.       Информатика: учебник для 8 класса.  / Л. Л.  Босова, А.Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 – 160 с.:

2.       Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.  / Л. Л.  Босова, А.Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 – 184 с.:

3.       Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов.  / И. Г.  Семакин, Е.К. Хеннер – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 – 246 с.:

Научный руководитель, ст. преподаватель кафедры ТиМПИ
Коровина Ю. В.

PDF