ОПЫТ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ВЕБ-РАЗРАБОТКА»

Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Камашева Анна Алексеевна , Емельянова Екатерина Александровна

УДК 377

А. А. Камашева, Е. А. Емельянова

A. A. Kamasheva, E. A. Emelyanova

ОПЫТ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ВЕБ-РАЗРАБОТКА»

EXPERIENCE OF CHANGING MIDDLE LEVEL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM FOR «INFORMATION SYSTEMS (IN DIFFERENT FIELDS)» ACCORDING TO WORLDSKILLS STANDARDS IN WEB-DESIGN

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях, как следствие противоречий между реально существующими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и требованиями международных стандартов, и дается модель измененного содержания образовательной программы с учётом требований стандартов «WorldSkills Russia». Изменения позволяют повысить уровень подготовки выпускников.

Annotation. The article concerns the problem of middle level professional education as a consequence of the contradiction between actually Russian learning standards and international standards requirements. It provides the corrected content of educational program according to «WorldSkills Russia» standards. The changes make it possible to train advanced level specialists.

Ключевые слова: профессиональное образование, WorldSkills, веб-дизайн, веб-разработка, информационные системы, образовательная программа, учебная программа, СПО.

Keywords: vocational training, the WorldSkills, web design, web development, information systems, educational software, educational software, SPO.

 

Серьезные изменения в системе российского профессионального образования в период с 2008 по 2012 годы произошли в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.

Сегодня в России провозглашен курс на развитие системы среднего профессионального образования. Перед системой профессионального образования государство ставит достаточно серьезные цели, достижение которых должно привести к повышению качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям международных стандартов. Данный факт подтверждается разработкой целого комплекса стратегических программ.

Так для повышения качества образовательных услуг в системе профессионального образования правительством РФ разработан комплекс мер [1]. Стратегическими направлениями комплекса мер являются:

  • Создание условий для совершенствования системы среднего профессионального образования;
  • Создание условий для обеспечения соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям международных стандартов и передовым технологиям;
  • Консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования;
  • Создание системы мониторинга качества подготовки кадров.

Реализация данных стратегических направлений обеспечивается Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы и Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

Указанные направления развития определяют цели и задачи, которые стоят перед системой профессионального образования в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Одним из направлений деятельности в повышении качества профессионального образования и реализации комплекса мер будет внедрено принципиально новое решение по трансляции международных технологий обучения и требований к квалификациям и умениям WorldSkills в массовую практику подготовки кадров по ТОП-50 через создание и обеспечение деятельности межрегиональных центров компетенций.

В рамках вышеуказанного комплекса мер в 2016-2017 годах должны быть реализованы мероприятия по обеспечению в регионах подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями [2]. В перспективе образовательные программы среднего профессионального образования должны соответствовать требования ФГОС, профессиональным стандартам и стандартам WorldSkills (рис. 1).

Рисунок 1. Соответствие образовательной программы среднего профессионального образования требованиям национальных и международных стандартов

С 2012 года РФ присоединилась к международному движению WorldSkills, которое существует в мире с 1946 года. Идея авторов чемпионата состояла в том, чтобы создать механизм мотивации молодежи к конкуренции и повышения привлекательности профессионального обучения посредством сравнения умений и компетенций в международном контексте. Для России чемпионат можно рассматривать как механизм привлечения внимания общественности к проблемам в профессиональном образовании.

Ниже приведена сводная таблица результатов участия России в международном чемпионате WorldSkills International (WSI) [6].

Таблица. Результаты участия России в WSI

Как видно из таблицы, результаты оставляют желать лучшего. И как общий медальный зачет в Спортивной Олимпиаде может свидетельствовать об уровне развития спорта в стране, так и занимаемые страной места на международных чемпионатах WorldSkills косвенно могут охарактеризовать качество подготовки будущих специалистов в профессиональных образовательных организациях. Нужно отметить, что на международный чемпионат едут лучшие представители страны, что тогда говорить о качестве подготовки студента «среднего» уровня.

Возникает противоречие между реально существующими требованиями ФГОС, по которому ведется подготовка студентов и требованиями международных стандартов.

Таким образом, перед профессиональными образовательными организациями ставится проблема: как подготовить в реально существующей ситуации высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям международных стандартов.

Одним из инструментов выполнения данной задачи является использование при реализации образовательных программ среднего профессионального образования требований к квалификациям и умениям стандартов WorldSkills.

Решение поставленной проблемы носит комплексный характер. Однако первоочередной задачей является разработка образовательной программы с учетом требований WorldSkills.

Республика Удмуртия присоединилась к национальному движению «WorldSkills Russia» в 2016 году [3]. Но уже сегодня образовательные организации республики вносят изменения в программы подготовки специалистов с учетом требований стандартов «WorldSkills Russia».

Далее пример того, какие изменения произошли в образовательной деятельности АПОУ УР «Ижевский промышленно-экономический колледж» (далее – АПОУ «ИПЭК») в связи с его активным участием в I Региональном чемпионате IV Национального чемпионата «WorldSkills Russia». Начнем с того, что АПОУ «ИПЭК» – один из старейших колледжей г. Ижевска, ведущий свою историю с 1930 года (тогда это было ремесленное училище №3). От колледжа в региональном чемпионате участие принимали три человека по трем компетенциям, все они заняли призовые места. Кроме того материально-техническая база колледжа была площадкой проведения чемпионата по компетенции «Веб-дизайн» (на сегодняшний день переименована и называется «Веб-разработка»). С мая 2016 года на базе АПОУ «ИПЭК» организован региональный координационный центр Национального чемпионата WorldSkills [3]. Что касается изменений в образовательной программе, то наиболее существенные изменения коснулись предметных областей, связанных с компетенцией «Web-разработка». Данную компетенцию студенты осваивают в рамках специальности «Информационные системы (по отраслям)».

По инициативе директора в колледже была организована студия технического мастерства по «Веб-дизайну». В студии по результатам успеваемости и по совокупности личных качеств был выбран будущий участник чемпионата.

Существенным ограничением чемпионата «WorldSkills Russia» является возраст участников, не менее 18 и не более 22 лет. Важно было выдвинуть такого кандидата, который бы смог принять участие в последующих соревнованиях, в том числе в мировом чемпионате Worldskills Kazan 2019 [3]. Именно возрастное ограничение на участие в чемпионате «WorldSkills Russia» подтолкнуло внести изменения в образовательной программе подготовки специалистов по направлению «Информационные системы (по отраслям)». Совместно с представителями профильной компании «Пиком» (г. Ижевск) и преподавателями АПОУ «ИПЭК» была разработана схема содержания образовательной программы, в рамках которой возможно повысить уровень качества подготовки специалистов в области информационных систем по компетенции «Веб-разработка» (рис. 2).

Рисунок 2. Содержание дисциплин профессионального цикла программы для подготовки специалистов по направлению «Информационные системы» с учетом стандартов «WorldSkills Russia» по компетенции «Веб-разработка»

В настоящее время в колледже изменено содержание некоторых профильных дисциплин и учебной практики в соответствии с требованиями к компетенции «Веб-разработка» чемпионата «WorldSkills Russia», увеличено количество часов на их изучение.

Помимо работы на местах, ведется активная работа и на федеральном уровне. За прошедшее время изменения коснулись подготовки рабочих экспертов по компетенции «Веб-разработка». В городе Челябинске в октябре 2016 года была проведена запись на бесплатный курс подготовки экспертов по этой компетенции. Это попытка создать некое сообщество заинтересованных людей в развитии и продвижении компетенции «Веб-разработка» [4].

На федеральном уровне также проводится работа по созданию единой базы методических разработок лучших практик подготовки участников и победителей «WorldSkills Russia» (Базовый центр) [3]. Для компетенции «Веб-разработка» на сегодняшний день материала недостаточно.

Итак, очевидно, что в России существует потребность в высококвалифицированных рабочих разных специальностей, и в то же время есть требования различных стандартов, но отсутствует ясная методология подготовки студентов. Поиск таких методологий может стать темой дальнейших исследований.

Список литературы

  1. Распоряжение правительства РФ №349-р от 03.03.2015. URL: http://government.ru/  (дата обращения: 25.11.2016).
  2. Золотарева Н.М. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. М., 2015.
  3. Информационный сайт агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia». URL: http://worldskills.ru/  (дата обращения: 20.11.2016).
  4. Информационный сайт ««WorldSkills Russia Южный Урал». URL: http://worldskills74.ru/login/index.php  (дата обращения: 01.11.2016).
  5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. 2013. Систем. требования: Adobe Reader. URL: http://минобрнауки.рф/board/319/file/2293/13.06.17 -стратегия.pdf (дата обращения: 26.11.2016).
  6. Уразов Р.Н. Движение умелых и амбициозных //Время компетенций. 2016. Май. Систем. требования: Adobe Reader. URL: http://worldskills.ru/wp-content/uploads/2016/05/WS_may_2016_preview.pdf   (дата обращения: 28.11.2016).
PDF