Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАБОТА ОТДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЁЖИ

Автор: М. П. Скворцова
Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

УДК 377

M.P. Skvortsova

JOB TRAINING DEPARTMENTS TO PROMOTE YOUTH PROFESSIONAL SELF

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации дополнительного обучения студентов техникума и переобучение молодёжи рабочим профессиям, востребованным на рынке труда. Отделение профессиональной подготовки оказывает услуги дополнительного профессионального обучения и незанятой молодёжи, что помогает её трудоустройству.

Abstract. The article deals with the problems of organization of additional training for technical college students and retraining of young people for working professions demanded on the labor market. The vocational training department provides additional vocational training and unoccupied youth services, which helps her to find employment.

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Современный рынок труда характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми потребностями выпускников-специалистов и возможностями их удовлетворения. Обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодёжи, являющейся наименее социально защищённым объектом рынка труда. По статистике, всего 20% занятого населения работают по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% молодёжи меняют свои профессии в первые два года по окончании профессионального учебного заведения [1, с. 24].

В настоящее время  одним из ключевых элементов формирования конкурентоспособного специалиста – выпускника является сфера дополнительного профессионального образования (ДПО). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка трудовых ресурсов средствами ДПО стали одними из значимых факторов конкурентного преимущества на существующем рынке труда.

Объективно сложившаяся ситуация на рынке труда способствовала созданию в ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум» отделения профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, для которого содействие занятости и трудоустройству  молодежи стало одной из основных целей.  Работа ведётся по нескольким направлениям.

Первое – обучение студентов и выпускников техникума на курсах профессиональной подготовки дополнительным рабочим профессиям.    Студенты рассматривают возможность получить в короткие сроки, параллельно с основной профессией, ещё одну-две дополнительные рабочие профессии, как фактор повышения их уверенности в трудоустройстве и профессиональной успешности после трудоустройства. ФГОС СПО предусматривают возможность получения одной или нескольких рабочих профессий. Например, выпускники специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в рамках программы подготовки специалистов среднего звена осваивают рабочую профессию «Составитель поездов». Но для гарантированного трудоустройства желательно наличие квалификаций «Приемосдатчик груза и багажа», «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Помощник машиниста тепловоза». Учебно-материальная база, кадровый состав и договоры с предприятиями об учебно-производственной практике позволяют качественно проводить в техникуме профессиональную подготовку по данным профессиям. Для каждой специальности техникума подобран перечень рабочих профессий, желательных при трудоустройстве. В отделении профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума обучающимся и выпускникам предлагается обучиться данным профессиям на платной основе.

Второе направление – профессиональное обучение групп незанятого населения от ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка. Ежегодно услугами службы занятости на­селения пользуются в среднем 200 тысяч кузбассовцев. Каждый пятый из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы – в возрасте 14–29 лет. В 2012 году это более 41 тысячи граждан [2]. Отделение профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума с 2012 года успешно сотрудничает со службой занятости и обучает группы безработных граждан по 10 рабочим профессиям.

Третье направление – профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации граждан, желающих обучаться за свой счёт. В отделении проводится дополнительное профессиональное обучение по 25 рабочим профессиям.

Четвёртое направление – профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации работников предприятий по заявкам и за счёт предприятий. В 2014 году между техникумом и ОАО «РЖД» был заключен долгосрочный договор о приёме на производственную практику и на работу выпускников техникума по 10 профессиям и специальностям. В 2013 году техникум включён в перечень учебных организаций, имеющих право обучать для ОАО «РЖД» рабочие кадры по профессии «Проводник пассажирского вагона». Ежегодно в отделении профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума проводится обучение 9-11 учебных  групп по данной профессии.

С целью содействия занятости студентов в период летних каникул в отделении профессиональной подготовки техникума ежегодно проводится обучение студентов техникумов и Вузов г. Новокузнецка на курсе по профессии «Проводник пассажирского вагона (для работы в летний период)». После окончания такого курса выпускники работают проводниками во время каникул, в составе Российских студенческих отрядов. Федеральная пассажирская компания ОАО «РЖД»  гарантирует трудоустройство студентов – выпускников курсов в летнее время, когда резко возрастает поток пассажиров и к поездам добавляют дополнительные вагоны. На курсы проводников в основном поступают студенты профессий железнодорожного профиля.  Работа проводниками в период летних каникул позволяет студентам не только укрепить своё материальное положение, но и познакомиться с требованиями и традициями предприятия ОАО «РЖД», убедиться в правильности выбора профессии, более осознанно относиться к дальнейшему обучению в выбранном Вузе или техникуме.

Таким образом, работа отделения профессиональной подготовки – это не только способ заработать средства на развитие учебно-материальной базы, но и эффективная помощь в трудоустройстве и занятости молодёжи города Новокузнецка и близлежащих городов.

Список литературы

  1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование [Текст]. – М.: Эгвес, 2008. – 136 с.
  2. Степин Е. И. Государственно-частное партнёрство и занятость молодёжи.  Проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения  [Текст]. – Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2 (10). – 2013.
Теги: переподготовка, дополнительное профессиональное обучение, профессиональное самоопределение, professional determination, retraining

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация