ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Савченко А. И. , Поляница И. А.

УДК 378

А. И. Савченко, И. А. Поляница

A. I. Savchenko, I. A. Polyanytsya

ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ

TEACHER TRAINING AND PLANNING TECHNOLOGY TO LEARNING ACTIVITIES

Аннотация. В статье проведен анализ учебно-методической литературы по планированию в школе. Также в работе исследована методика тематического и поурочного планирования по предмету» Технология»; рассмотрена эффективность планирования и подготовки учителя к учебным занятиям.

Abstract. The article analyzes the educational literature on planning in the school. Also in the paper the method of thematic and job scheduling on the subject of "Technology"; examined the effectiveness of the planning and preparation of the teacher to the training sessions.

 

Вопрос подготовки и планирования учителя к занятиям является весьма актуальным, так как от качества его решения зависит эффективность его профессионально-педагогической деятельности.

Целью нашего исследования являлось выяснение влияния планирования и подготовки учителя технологии на эффективность учебных занятий. 

Задачи исследования:

  1. Изучить основы планирования и проведения уроков технологии;
  2. Выявить особенности разработки учебных программ и подготовки учителя к учебным занятиям.
  3. Проверить на практике эффективность планирования и подготовки учителя к учебным занятиям.

Предметом исследования работы является планирование и подготовка учителя технологии к учебным занятиям.

Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ тематических планов и планов- конспектов занятий, беседа с учителями, анкетирование и др..

Технологическое обучение – это процесс подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности. Чтобы максимально подробно преподнести учащимся содержание учебного материала, необходимо уметь грамотно планировать организацию учебного процесса в данной области [2].

Планирование – основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала, намечается соотношение между объемами теоретических сведений и практическими работами –лабораторными и учебно-производственными, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, видео уроки и видео инструкции, используемые на конкретных занятиях.

Планирование делится на перспективное, тематическое и текущее.

Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Календарно-тематический план это план, который составляется по одной из учебных дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Текущее планирование составляется на основе тематического планирования и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В текущем планировании, прежде всего, уточняется тема и содержание материала; формулируются конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цель и задачи урока; тип урока; обеспечение урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала, намечается соотношение между объемами теоретических сведений и практическими работами – лабораторными и учебно-производственными, а также соответствующие формы и методы обучения [3].

Для эффективности преподавательской деятельности учитель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Система работы преподавателя включает в себя:

  • систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;
  • углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;
  • ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;
  • самовоспитание.

Немаловажным фактором в обучении технологии является дидактическое обеспечение.

Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности.

Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

  • служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
  • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
  • представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Для эффективности преподавательской деятельности учитель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики [1].

В ходе выполнения исследовательской работы мы изучили теоретические аспекты подготовки и планирования уроков технологии в общеобразовательной школе и овладели навыками конструирования плана урока. Были выявлены особенности уроков технологии. Также рассмотрели задачи и виды планирования.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что поставленные нами цель и задачи в данной работе выполнены полностью.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные материалы могут быть успешно использованы молодыми учителями и студентами для эффективной организации и планирования своей учебной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.
  2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 141.
  3. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2002.
PDF