Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Авторы: А. Ю. Лавринова, Е. Д. Лавринович, Т. Г. Панина
Раздел: Проблемы дошкольного образования

УДК 373 (091)

А.Ю. Лавринова, Е.Д. Лавринович, Т.Г. Панина

A.Y. Lavrinova, E. D. Lavrynovych, T. Panina

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN

Аннотация. В статье говорится о необходимости развития у ребенка способности выражать свои чувства доступными изобразительными средствами, развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Abstract. The article discusses the need for the child to develop the ability to express his feelings with accessible means of visualization, the development of emotional responsiveness in the perception of works of fine art.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами, самостоятельно создавать красивое.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Для педагога одной из важнейших задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. Цель современных занятий – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения. При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Проведение серии занятий дает возможность судить об интересах детей, о степени развития их творческих способностей и овладения изобразительными умениями и навыками.

А использование нетрадиционных техник рисования, послужит творческим толчком для обучения детей рисунку, и позволят взрослому расширить содержание детских работ при добавлении новых деталей в развитии сюжета, а также, несомненно, развить творческие способности детей.

Важнейшая из задач, поставленных сегодня перед педагогами дошкольных учреждений, – открыть детский талант, развить творческие способности детей. Необходимо, с помощью средств изобразительной деятельности, сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно. Кроме того, важно научить ребенка, любить и понимать искусство [1].

Искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Рисование развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль.

Ребенок развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии творческих, но и универсальных способностей человека, и в особенности ребенка.

Еще одной из важнейших задач, решаемых сегодня педагогами дошкольного образования, является необходимость развития у ребенка способности выражать свои чувства доступными изобразительными средствами, развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости.

Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве; лепка дает объемное изображение предмета, иногда допускаются роспись готовой формы. Каждому виду соответствует своя техника и свой способ создания изображения: рисованию присущ линейно-графический и живописный; лепке – пластический – создание изображения из частей или целого куска глины; аппликации – декоративно-силуэтный способ.

Программа по изобразительной деятельности намечает как более конкретные задачи обучению рисованию, лепке, аппликации, так и общие, которые решаются во всех видах деятельности. Например, в аппликации и рисовании дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое отношение к предмету, персонажу. В процессе рисования они могут самостоятельно составить цвет из 2-3 красок, в аппликации им приходится пользоваться цветной бумагой, подбирая ее по фактуре, сочетанию оттенков. Работа с разными материалами расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов, у них развивается чувство цвета [2].

Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по рисованию, лепке, аппликации. Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении. В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезывают из листа силуэты и располагают их на плоскости.

Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок. Или дети лепят фигурку девочки, а затем рисуют девочку, играющую с мячом. Внесение новых деталей, создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности.

В течение определенного времени можно объединить занятия, имеющие программные задачи и тематику. В каждом конкретном случае дети все больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, т.е. происходит развитие образа. Так, старшие дошкольники в процессе лепки знают, какое положение придать фигурке птицы, чтобы она клевала зерна. Эти занятия называются одновидовыми.

Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисованием существует определенная зависимость. Изображение сюжета требует передачи места действия, пространства. В разных возрастных группах эта взаимосвязь будет специфичной.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов, для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке. Все это происходит на одном занятии и дает возможность выявить у детей уровень самостоятельных действий. Такие занятия называются тематическими.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации.

В формировании творчества большое значение имеют взаимодействие художественного слова, музыки. Благодаря этому воспитатель создает у детей эволюционный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Например, прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Такое занятие называется комплексным. Комплексным занятиям предшествуют одновидные и тематические, которые помогают детям овладевать всеми навыками, умениями, т.е. комплексные занятия строятся на знакомом материале.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям. Рисунки могут быть использованы для создания панорамы.

К концу пребывания в детском саду, дети достигают определенного художественного развития.

Список литературы

  1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. [Текст]. // Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2003. – 252 с.
  2. Котенко, Л.В. Что мы знаем о цвете?  [Текст]. / Л.В. Котенко. – М.: Книголюб, 2015. – 46 с.
Теги: художественная деятельность, творческие способности, рисование, аппликация, лепка, artistic activity, creativity, drawing, application, modeling

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация