ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Использование информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения

3 июня 2010 г.

Авторы: Клепикова Татьяна Петровна

Т. П. Клепикова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

На наш взгляд, наиболее успешно данные компетенции можно формировать используя информационно - коммуникационные средства, так как сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно - компьютерных средств, главными преимуществами которых являются:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
  • коренное изменение процесса познания путем смещения её в сторону системного мышления;
  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

Одним из таких средств, позволяющим формировать ключевые компетенции, является использование в процессе обучения web-квестов, которые представляют мини проекты, основанные на поиске информации в Интернете. На первом этапе проекта учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формирует проблему.

Задания web-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающиеся были вынуждены произвести отбор материала, проанализировать его, выделить главное из той информации, которую он находит.

На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

Обсуждение результатов работы над web-квестами можно провести в виде конференции, чтобы обучающиеся имели возможность представить свою работу, осознав её значимость. На этом этапе работы формируются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самоанализ, коммуникативность и умение выступать перед аудиторией.

Таким образом, использование информационно -комуникативных технологий при обучении создают особую информационную обстановку которая стимулирует интерес и пытливость ребёнка, способствует раскрытию заложенных природой потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ребёнка.

Что позволяют достичь информационно-коммуникационные технологии?

  1. Экономию социального времени, которая достигается за счет использования новых видов информационных коммуникаций.
  2. Переход к информационному образу жизни, использование современных информационных ресурсов и услуг.
  3. Новую возможность - открытое образование в течение всей своей жизни независимо от места своего проживания и своей мобильности
  4. Возможность образовывать так называемые сетевые сообщества.

 Сегодня такие сообщества активно формируются в области науки, бизнеса, культуры, образования. Такое общение позволит выпускникам школ эффективно использовать свой потенциал в сферах социальной активности.

 В ряде стран информационно-коммуникативные технологии считаются основным компонентом в системе повышения качества образования путем внесения изменений в учебные предметы, обучения новым практическим навыкам и расширения учебных дисциплин.

 Школьник сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности их постоянно совершенствовать.

Образование нельзя больше считать ритуалом, характерным только для ранней стадии жизни человека.

 Использование информационно-коммуникационных технологий ведёт к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров.

Литература

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.Я. Зимняя// Высшее образование России. - 2003. -№ 4. С. 34.
  2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий. - 2005. С.54-112.
  3. Селевко, Г. К. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения/ Г.К. Селевко// Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. С. 114-118.
  4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация/ Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-144.
  5. Сиговцев, Г.С. Интернет для образования - возможность и необходимость / Г.С. Сиговцев. - Петрозаводск: Изд-во ПГУ , 2003.
PDF