Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Автор: Т. М. Бовина
Раздел: Проблемы дошкольного образования

УДК 373 (091)

Т. М. Бовина

T. M. Bovina

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

THE FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL CATEGORIES AS A MEANS OF FIGURATIVE SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE NRO

Аннотация. В статье обобщается опыт работы с дошкольниками по  формированию лексико-грамматических категорий как средства развития образной речи у старших дошкольников с нарушениями речи.

Abstract. The article generalizes the experience of working with preschoolers on forming lexical and grammatical categories as a means of figurative speech development of senior preschool children with speech disorders.

Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений характерно для речи детей с ОНР (III уровень), вследствие чего у таких детей отмечались ошибки в словоизменении, которые влекли за собой нарушение синтаксической связи слов в предложении, смешение окончаний существительных мужского и женского рода, неправильное согласование существительных и прилагательных. Воспитанники затруднялись в образовании  существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Дети мало использовали в речи синонимы и антонимы. Таким образом, проанализировав полученные при обследовании детей результаты, мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения системы игр и упражнений, развивающих лексико-грамматические категории как основы формирования образной речи старших дошкольников с ОНР (III уровень).

Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируется в антонимических и синонимических связях русского языка. Образная речь изобилует эпитетами, метафорами, олицетворениями и сравнениями. Образно выражающийся человек часто использует фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты поэтических произведений. При этом образная речь позволяет нам не только более точно передать информацию, но и затронуть тонкие струны души  собеседника, а значит, сделать из собеседника единомышленника.

Одним из важнейших этапов формирования  образной речи является накопление словаря. Перед нами встал вопрос: каким образом организовать процесс усвоения богатейшего словарного запаса русского языка?

Учёные доказали: если в момент получения информации будут задействованы несколько  анализаторов одновременно, то полученные знания будут более информативными, образными, они будут легче запоминаться и дольше удерживаться в памяти [6].

Например, при знакомстве с красным цветом мы предлагали детям красные пуговицы разной величины, цветовой насыщенности и фактуры. Дети рассматривали их и говорили, на что похожи пуговицы, обосновывая своё предположение. Для выполнения данного задания дети включали в работу сразу два анализатора: зрение, осязание, а также у них развивалась способность анализировать, синтезировать полученную информацию в образ.

При изучении коричневого цвета детям (с согласия родителей) предлагалось угощение в виде кусочков разных сортов шоколада, орехов, изюма. Дети дегустировали предложенное, а затем обменивались своими впечатлениями о том, что, например, орехи более плотные, а шоколад пережёвывать легче; тёмный изюм более сладкий, чем светлый; что существуют разные сорта шоколада и чем они отличаются. Данное упражнение способствовало накоплению словаря и развитию зрения, обоняния, вкуса, осязания.

Формирование представления о фиолетовом цвете мы начинали со знакомства с ароматическим веществом. Происходило это так: ребёнок закрывал глаза, педагог клал ему на ладошку бумажный цветок, пропитанный, например, ароматом лаванды. Ребёнок, ориентируясь на обоняние, тактильные ощущения, отгадывал, что лежит на его ладошке.

В работе по обогащению словаря образной лексикой мы активно использовали элементы методики Монтессори [5, 6].

* Упражнение с весовыми конвертами.

Цель: развивать барическое чувство; научить сортировать конверты по весу; формировать умение сравнивать предметы по весу и оформлять полученные ощущения вербально.

Ребёнку предлагалось  сначала ощутить вес каждого пакетика, затем мысленно  сравнить вес пакетика  с весом уже известных ему предметов (жёлтый пакетик лёгкий  как цыплёнок, а коричневый тяжёлый  как камень) и положить конверт к соответствующей картинке.

* Упражнение «Шумовые коробочки».

Цель: развивать слуховое восприятие шумов разной громкости; подготовить сенсорную базу для введения понятий «громкий – тихий, громче, чем самый громкий, тише, чем самый тихий»;

Методика работы с «шумиками» известна, однако мы, используя данное пособие для развития образной речи, не только сравнивали звуки по уровню шума, но и просили детей вспомнить, что эти звуки им напоминали.

* Упражнение с тепловыми табличками

Цель: развивать температурные ощущения; знакомить с некоторыми физическими свойствами  различных материалов; формировать умение сравнивать предметы на ощупь и оформлять полученные ощущения вербально.

В ходе выполнения этого упражнения дети сравнивали свои ощущения при осязании табличек из  различных материалов (тканей в том числе), что позволило им в дальнейшем легко подбирать сравнения типа: холодный как металл, гладкий как шёлк, хрупкий как стекло.

Полученные в ходе обследования результаты, позволили нам сделать вывод: чем богаче накопленный опыт ребёнка, тем образней его речь.

Опыт работы показывает, что дети, имеющие речевые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах [3].

Одним из таких эффективных средств является ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА. Интеллект – карта – уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Метод интеллект-карт наиболее полно отвечает особенностям работы головного мозга человека. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации  обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее активная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова).

В результате проведённой работы объём словарного  запаса у детей значительно увеличился, было сформировано умение сравнивать предметы. Таким образом, появилась возможность вводить в речь детей сравнения, словосочетания со словами КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО.

Например, в ходе игры «Парные картинки» .

Цель: учить детей подбирать парную картинку, руководствуясь сходством по какому-либо признаку; формировать умение составлять предложения со словами как, как будто, словно.

Использование данного приёма позволяет не только расширить  словарный запас, но и развивает образное мышление: ребёнок обращается к личному опыту, анализирует пришедшие из памяти образы, отбирает наиболее подходящий, вербализирует его, формируя при этом,  и образную речь.

Проведение подобных игр и упражнений подготовило детей к формированию представления о переносном значении слова.

Для знакомства детей с переносным значением слов мы использовали такой приём, как моделирование ситуации (методика ТРИЗ) [8]. Например, мы знакомили детей с переносным значением слова серебрится, используя модель. Дети рассматривали предложенную модель и составляли предложение со словом «серебрится».

Другой дидактической игрой, позволяющей закрепить умение понимать переносное значение слов и использовать их,  является игра «Разные противники»: для одинаковых слов – признаков нужно назвать разные слова – противники (антонимы). Например: бледный человек / бледный рисунок. Бледный человек – румяный. Бледный рисунок – яркий. Густой суп – жидкий. Густой лес – редкий. Тонкий голос - ..., тонкий ствол - ... .

Образная речь – это бесспорно эмоционально окрашенная речь, поэтому перед нами стояла ещё одна задача: расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица. В своей работе по формированию эмоциональной стороны речи мы использовали методику И.Ю. Кондратюк. Данная методика предлагает начать знакомство с эмоциями с их графического обозначения и цветового воплощения. По данным исследований Ч.А. Измайлова эмоция, выражающая радость ассоциируется с гаммой синих оттенков, грусть – салатовых, гнев – красных, испуг – оранжевых, удивление – в бирюзовой цветовой гамме. Приёмы этой методики направлены на ознакомление, распознавание и  дифференциацию эмоциональных состояний.

На начальном этапе возможен такой вариант работы: на магнитной доске пиктограммы гнева и радости, оттенки красного и синего цвета. Детям предлагались фотографии или картинки людей, животных героев мультфильмов, которые нужно было расположить на доске под определённый оттенок цвета в соответствии со степенью интенсивности эмоции.

Работа с веером эмоций.

* Детям предлагались фотографии, они сами определяли эмоцию и показывали её пиктограмму.

* Детям озвучивалась  фраза с определённой интонацией, прослушав фразу, дети показывали пиктограмму, соответствующую интонации (игра «Какая маска говорит?»)

* Детям  читался небольшой текст. Дети  определяли:  какое чувство вызвало у них содержание рассказа,  показывали пиктограмму и обосновывали  свой выбор.

* Дети сами задавали  интонацию, с которой должна быть озвучена небольшая фраза или потешка.

Более сложным этапом формирования образной речи является знакомство детей с синонимами, антонимами и использование их детьми в свободной речи. Процесс овладения синонимическими отношениями происходит на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению, при этом используется приём аналогии.

Опираясь на уже отработанный словарь эмоциональных состояний, нам было проще приступить к формированию синонимических связей. Нами использовались такие  игровые упражнения по подбору синонимов:

  • «Я начну, а ты продолжи». Например, грустный ослик гуляет на поляне. Грустный, (а ещё какой?)…
  • «Скажи по-другому». Злой волшебник со своим злым слугой полетели в злое царство (жестокий, недоброжелательный, недобрый).
  • Можно использовать и такой приём, как выделение синонимического ряда из специально подобранного текста.

Знакомство с антонимами в плане наглядности может выглядеть более эффектно, чем в работе с синонимами, так как для демонстрации противоположных по значению слов можно использовать мимику, движение, наглядный материал.

Следующим этапом в работе по формированию образной речи является развитие навыка быстрого и точного подбора слов, а значит, правильного формулирования высказывания. С этой целью мы использовали игры:

* «Цвет - ответ», когда детям давались слова, типа: белок, зелёнка, черника и т.д., а затем предлагалось вспомнить их цвет и объяснить их название.   *«Отгадай животное» по шуточному прозвищу. Например: кто это – толстокожий длиннонос, коротколапый колючка или крылатый повторюшка. Необходимо не только отгадать животное, но и объяснить свой выбор.

Образной речи присуще словотворчество, которое невозможно, если ребёнок не овладел различными способами образования слов. Мы посчитали необходимым включить в работу дополнительное количество игр и упражнений по таким грамматическим категориям:

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Образование слов со значением увеличенности.
  • Образование сравнительных степеней прилагательных (в том числе, с использованием цветовых дорожек – радостный, ещё радостнее, самый радостный). Закрепить полученный навык можно при составлении словосочетаний, точнее, подбор слова-признака предмету. Например, огурец и огурчик. К какому слову-предмету больше подойдёт слово «зелёный», а к какому – «зелёненький»? Затем детям предлагается самостоятельно подобрать слова-признаки к словам «рука» и «ручища» (сильная – сильнейшая).
  • Образование превосходной степени прилагательных (вкусный – наивкуснейший)
  • Образование прилагательных путём  чистого или префиксированного повтора. Например, хитрый-хитрый, хитрый-прехитрый. Введение в предложение: Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Лиса, да не просто Лиса, а (какая?) хитрая-прехитрая.
  • Образование прилагательных путём сложения двух основ (так же возможно использование цветовых дорожек – светло-зелёный, тёмно-зелёный).

Для закрепления данной грамматической категории нами была изготовлена игра «Сыщики».

В ходе этой игры детям предлагалось составить фоторобот пропавшего клоуна. При этом использовались прилагательные, образованные с помощью сложения двух основ: клоун жёлтоносый, красноротый, кареглазый, синебровый, рыжеволосый.

Закрепив навыки словообразования на уровне словосочетаний, мы продолжили отрабатывать данные категории на уровне предложения. Использовались такие формы работы как:

  • дополнение и завершение предложений. Например, у большого медведя огромные (лапищи, зубищи, когтищи).
  • составление предложения с заданным словом. Например: детям предлагается составить предложение со словом ДОМИЩЕ. Образец – У великана огромный домище.

Одной из эффективнейших форм работы, направленных на закрепление лексики и грамматического строя по конкретной лексической теме является – составление нерифмованного стихотворения – синквейна. «Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения [1, 2].

Правила составления синквейна:

  • Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • Пятая строка – слова, связанные  с первым, отражающие сущность темы.

Синквейн самостоятельно печатали дети, имевшие некоторые знания по грамматике, владевшие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые ещё не умели читать, мы предлагали составлять синквейн по алгоритму, при этом дети создавали свои устные сочинения, а затем красиво оформляли их с родителями.

Таким образом, систематическая, специально организованная коррекционная работа по формированию образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) оказала влияние на расширение детского лексикона, позволило качественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения, положительно отразилась на точности выражения мыслей, правильном построении фраз, повлияло на  понимание эмоциональных состояний, а так же оказало благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет [Текст]. / Е.А. Алябьева. – М., 2012.
  2. Алябьева, Е.А. От слова к диалогу [Текст]. / Е.А. Алябьева. – М., 2013.
  3. Котова, Е.В.  Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]. / Е.В. Котова. – М., 2010.
  4. Пятибратова, Н.В. Элементы Монтесори-педагогики  в работе логопеда [Текст]. / Н.В. Пятибратова // Логопед, 2009. – №5
  5. Пятибратова, Н.В. Логопедические занятия  с элементами методики Монтессори [Текст]. / Н.В. Пятибратова. – М., 2010.
  6. Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг [Текст]. / Н.М. Погосова. – СПб., 2007.
Теги: лексико-грамматические категории, образная речь, сенсорные анализаторы, эмоции, синквейн, lexico-grammatical categories, figurative speech, sensory analyzers, emotions, sinquan

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация