К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИКЕ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Использование информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения

3 июня 2010 г.

Авторы: Кабанова Жанна Юрьевна

Ж. Ю. Кабанова

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИКЕ

Всеобщий интерес к проблеме диагностики учебной дисциплины «криминалистика», в первую очередь, вызвала международная программа мониторинга школьных достижений PISA (Programme for International Student Assessment). Сегодня этот вопрос стоит на повестке дня как актуальный в любом ВУЗе. Залогом успешной профессиональной деятельности специалиста высшей школы является эффективность и результативность преподаваемого курса. С точки зрения современных подходов к подготовке курсантов Кузбасского институтаФСИН России, в результате изучения учебного курса «криминалистика» недостаточно владеть лишь набором компетенций, то есть определённой суммой знаний, навыков и умений в рамках изучаемой дисциплины. Необходимо добиваться того, чтобы «на выходе» у курсантов сформировалось мышление с составляющими: самостоятельность и независимость, целесообразность и рациональность. Большинство курсантов нуждаются в серьёзной помощи и методическом сопровождении учебного процесса. Поэтому, выстраивая свой лекционно-семинарско-практический курс, вузовский преподаватель должен постоянно заботиться о подходах, способах, приёмах  формах организации преподавания учебной дисциплины.

Важным аспектом построения учебного курса в вузе является, по-моему мнению, организация контроля. Проводя контроль, преподаватель реализует его такие важные функции как контролирующая, корректирующая, диагностическая, оценочная и, как следствие, стимулирующая. Более подробно рассмотрим вопрос диагностики модульной системы, так как традиционная система построения учебных занятий по криминалистике с организационной u1080 и методической точек зрения не имеет оптимального и целостного характера. Объяснить это можно, прежде всего, присутствием низкой частотностью учебных занятий по предмету, а также чрезмерной увлечённостью комбинированных форм проведения учебных занятий. В результате совершенствования системы организации учебно-воспитательного процесса преподавательский состав Кузбасского института ФСИН России вышел в этом учебном году на принципиально новую модульную систему, которая строится в соответствии с прогнозированными целями

учебной нагрузки. Модульный подход основывается, по-моему глубокому убеждению, на принципах динамичности, гибкости и оперативности знаний с выделением главных фактов.

Данная технология преследует цель предоставить всем без исключения курсантам возможность в адаптивных условиях получить соответствующую профессиональную подготовку, а также участвовать в выборе уровня сложности изучения предмета. Одним из приоритетных направлений моей работы на кафедре считаю организацию работы с мотивированными одарёнными курсантами. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, дозировать разноуровневую помощь курсантам, изменить формы общения преподавателя и обучаемого. Следует отметить, что в процессе реализации данной технологии обучения мне удалось выйти на альтернативную и эффективную, на мой взгляд, организацию оказания помощи успешным, мотивированным курсантам - посредством интернет-ресурсов, когда во внеурочное время, я могу выйти на свою электронную почту, проанализировать присланные вопросы курсантов, отправить им в ответ рекомендации, памятки по алгоритму конкретных действий. Одновременно я отправляю иногда sms-сообщения «Смотри электронную почту». Как правило получаю смайлы - сообщения от курсантов: «Благодарю», «Спасибо».

Однако применяемая модульная система обучения без проведения измерительной диагностической методики не будет способствовать эффективному развитию образовательного процесса.

Причина популярности диагностики, на мой взгляд, очевидна: целевая ориентация от зунов переходит к компетенции как особой способности обучаемых (курсантов) правильно действовать в ситуациях выбора. Причём это изменение касается также этапов формирования, развития профессиональных базовых компетенций самого педагога, которые направлены на формирование компетентности в мотивации учебной деятельности курсанта, компетентности в вопросах понимания курсанта, что необходимо для реализации разноуровневого подхода в обучении.

Педагогическая практика показывает, что задача создания диагностического инструмента практической направленности при изучении учебой дисциплины «криминалистика» требует основательного самостоятельного осмысления модульного блока (темы), в частности, при поиске ответа на вопрос: как оценивать меру сформированности компетенций и их качества.

В качестве объекта оценивания у моих курсантов я выделяю наиболее эффективные виды

работ:

  • контрольные работы по блокам лекционных, семинарских и практических занятий или по ряду взаимосвязанных тем;
  • тестовые задания по терминам, фактам, алгоритмам, понятиям, значениям и т. д.;
  • творческие работы (проекты);
  • учебно-исследовательские работы;
  • научно- исследовательские работы.

Как оценивать? Если за основу, исходя из целей обучения криминалистики, принять формирование и развитие ключевых компетенций в совокупности таких составляющих как ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная и личностного самосовершенствования, то в тестовых пакетах для проверки усвоения предмета «криминалистика» должны быть задания по соответствующим 4 уровням подготовленности на переводе на балльную шкалу:

  • продвинутый уровень;
  • высокий уровень;
  • средний уровень;
  • низкий уровень.

Это связано, в первую очередь, с тем, что учебная дисциплина «криминалистика» как базовая в нашем вузе обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций. В дальнейшем можно определить как количественную, так и уровневую оценку. Подобная иерархия может дать целостную картину качественной характеристики и обеспечить ориентацию

деятельности самого преподавателя. «Истинный ... диагноз», - писал Л.С. Выготский, -«должен дать объяснение, предсказание и научно - обоснованное практическое назначение».

В своей практике с учётом модульной системы обучения я успешно использую следующий алгоритм контроля по осмыслению курсантами лекционного (тематического) материала, который предъявляется в виде теста или диагностической беседы (см. Табл.).

Подобная предлагаемая схема в работе с курсантами должна обладать достаточной гибкостью, рассматриваться с позиции компетентностного подхода и предназначаться как для итоговой аттестации результатов обучения курсантов криминалистике, так и промежуточной в соответствии с учебными модулями, а также для мониторинга групповой, индивидуальной (разноуровневой) успешности обучаемых курсантов. Итак, приведенная модель диагностики

успешной деятельности курсантов в процессе обучения криминалистики может обеспечит более высокую степень его эффективности и качества. Важно отметить, что такой компетентностный подход позволит рефлектировать в конечном итоге также опыт преподавателя.

Подобная предлагаемая схема в работе с курсантами должна обладать достаточной гибкостью, рассматриваться с позиции компетентностного подхода и предназначаться как для итоговой аттестации результатов обучения курсантов криминалистике, так и промежуточной в соответствии с учебными модулями, а также для мониторинга групповой, индивидуальной (разноуровневой) успешности обучаемых курсантов. Итак, приведенная модель диагностики успешной деятельности курсантов в процессе обучения криминалистики может обеспечит более высокую степень его эффективности и качества. Важно отметить, что такой компетентностный подход позволит рефлектировать в конечном итоге также опыт преподавателя.

Литература

  1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), 2005.
  2. Каспржак А. Г. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA 2000. - М.: Университетская книга, 2005.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003г. - № 5.
PDF