Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор: А. Н. Ростовцев
Раздел: Колонка редактора

А. Н. Ростовцев

A. N. Rostovcev

ПРЕДИСЛОВИЕ

FOREWORD

 Аннотация. Вступительная статья редактора.

Annotation. Introductory article of the editor.

Существующий ныне мировой экономический уклад, называемый научно-техническим прогрессом, построен на росте производительности труда за счет внедрения новых технологий, основанных на углублении его разделения, что требует от стран, участвующих в международной системе разделения труда, имеющей сейчас глобальный характер, повышать уровень в первую очередь технического образования, следствием чего, однако, являются кризисные явления в системах образования, обусловленные как вытеснением гуманитарных аспектов образовательных технологий, так и имманентным противоречием в условиях ограничения временных ресурсов между полнотой охвата учебной дисциплиной содержания предметной области, системностью её изучения и глубиной изучения востребованных в профессиональной деятельности её частей. Следствием этого является неисчезающая потребность в адаптации под непрерывно изменяющиеся условия национальных систем образования, направления реформ которых должны отражать и технологический прогресс, и роль стран в международной системе разделения труда, и общекультурные традиции.

Наряду с такими естественнонаучными школьными предметами как «Математика», «Физика», «Информатика», вносящими важный вклад в профессиональную ориентацию школьников, формированию у них основ будущих профессиональных компетенций, ключевую роль в системе технического образования играет и предметная область «Технология», которая помимо обучения видам деятельности, являющихся основополагающими для будущих техников и инженеров, вносит и значительный вклад в воспитание школьников: становлении их личностных качеств и формированию навыков, необходимых для существования в рамках принятой материальной культуры. Важным отличием данной предметной области от многих других дисциплин является и присущее ей разнообразие возможностей выбора дидактических средств, что естественным образом приводит к возможности углубленного её изучения в системе дополнительного образования. Как следствие, велика и доля педагогов, проявляющих свои творческие способности в процессе её преподавания. И созданные в результате такой творческой деятельности методики требуют апробации и систематизации, что должно создать предпосылки для перенятия передового опыта другими, как для использования в образовательном процессе, так и для построения на его основе своих собственных методик, улучшающих существующие или даже просто адаптирующие их к конкретному учебному заведению.

В разделе I настоящего сборника приведены статьи по проблемам образования школьников. В статьях в основном рассматривается роль технологического образования в обучении школьников, связь его с профессиональным образованием.

Не менее важно технологическое обучение как базового и в составе инженерного и педагогического образования, не только формирующего и развивающего профессиональную компетентность, но и закладывающего систему ценностей, дающую возможность самооценки результатов профессиональной деятельности. Без неё специалист не может считаться состоявшимся и именно она, наряду с базовыми для общества ценностями, в конечном итоге определяет результаты воспитания уже этим сформировавшимся специалистом нового поколения граждан своей страны, что и является необходимым фактором её культурного и экономического развития.

Большое внимание уделяется вопросам реализации междисциплинарных связей в процессе технологического обучения, подготовке школьников к социально-трудовой адаптации на уроках технологии, духовно-нравственного обучения школьников во внеурочной работе по ДПТ, анализируется система трудового обучения в республике Беларусь и развитие творческого потенциала личности на уроках труда. Не обойдены вниманием и вопросы использования педагогических технологий обучения в школьной практике, применение нетрадиционных методов обучения в школе и вузе; педагогического сопровождения деятельности одаренных обучающихся в разновозрастном объединении и др.

В разделе II размещены статьи о проблемах обучения студентов в учреждениях СПО и ВПО. В них рассмотрены вопросы подготовки учителей технологии, переподготовки учителей информатики, создания электронных учебно-методических пособий, использования информационных технологий в преподавании различных дисциплин; применения компьютерных программ для автоматизации редактирования научных и учебных текстов и как дидактического средства формирования профессиональных компетенций, социализации студентов СПО в созданной информационной среде, применения новых педагогических технологий в подготовке учителя, развития культуры коммуникационной деятельности будущих учителей и др.

В разделе III приведены результаты исследований по работе дошкольных учреждений в условиях внедрения нового ФГОС ДОО, развития художественно-творческих способностей детей, развития мышления на занятиях музыки, формирования и развития образной речи детей с нарушениями речи, физкультурно-оздоровительной работы с ними и др.

В работе VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке», проведенной в ноябре 2016 года в НФИ КемГУ, приняли участие представители России и зарубежных стран (Беларусь, Болгария, Казахстан), ученые, практические работники, аспиранты, магистранты и студенты из 16 городов России, которым небезразлична судьба дошкольного, общего и профессионального образования и которые прикладывают усилия к его развитию и совершенствованию. В работе конференции приняли очное участие 57 человек.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация