СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Педагогические инновации в современной системе образования

3 сентября 2009 г.

Авторы: Шеремет Алена Николаевна

А. Н. Шеремет

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

На сегодняшний день очень много ведется разговоров о преобразованиях и изменениях в области системы высшего профессионального образования в целом и высшего  педагогического образования в частности. Это вполне объяснимо, так как именно от специалистов в области образования во многом зависит интеллектуальный уровень общества в целом, создание условий для его дальнейшего устойчивого развития, вынесение на всеобщее обсуждение широкого круга вопросов, связанных с формированием мировоззрения общества.

В связи с этим нельзя не упомянуть о реализация международных образовательных проектов и программ, направленных на более активную интеграцию Российской системы образования в мировое образовательное пространство, и способствующих приобщению обучающихся к мировым культурным ценностям, а также позволяющих безболезненно адаптироваться в международном сообществе.

Возвращаясь к проблеме пересмотра общепринятых взглядов на структуру системы образования, мы считаем, что настало время для того, чтобы ввести понятие академической мобильности будущего учителя и полноправно оперировать им в контексте современного педагогического образования, вписывающегося в мировое образовательное пространство.

Но здесь необходимо отметить, что важна не только смена взглядов на традиционную образовательную систему, но и тщательная проработка вопросов, связанных с содержанием образования.

Создание методической системы по формированию академической мобильности будущих учителей информатики было ориентированно на развитие показателей в составе академической мобильности. С этой целью отбирались содержание, формы и методы адекватные структурно-содержательным характеристикам академической мобильности будущих учителей информатики и способствующие развитию ее показателей.

На основе анализа будущей педагогической деятельности учителей, ее структуры и состава профессиональных умений, определены цель обучения и характер поставленных задач. Созданная методическая система должна решать две основные задачи. Первая из них - обеспечение усвоения предметных знаний и способов деятельности на иноязычной основе, и как следствие - формирование академической мобильности будущих учителей информатики. Вторая задача - перенос используемых идей и технологий в профессиональную область, и как следствие - формирование общепедагогических умений и навыков будущих учителей информатики.

На основе поставленных задач в качестве основополагающего принципа принято положение о том, что методика формирования академической мобильности будущих учителей информатики, используемая в профессиональной педагогической подготовке, должна опираться на совокупность прогрессивных педагогических технологий, адекватных целям и условиям поставленной цели.

Одна из важнейших задач разработки методической системы профессиональной подготовки будущих учителей - определение содержания обучения в рамках данной образовательной области.

Под содержанием обучения в педагогической науке понимается система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми обучающимся необходимо овладеть в процессе обучения.

При отборе и компоновке образовательной программы переработанных учебных курсов: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерное моделирование», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии» мы учитывали функциональное назначение компонентов академической мобильности и руководствовались Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения квалификации учитель информатики («030100 - информатика») и учитель информатики с дополнительной специальностью («030100.00 - информатика с дополнительной специальностью»).

Образовательная программа разработанных учебных курсов является основой методики формирования академической мобильности будущих учителей информатики. Она была создана на основе анализа целей и задач профессиональной подготовки педагога в области информационных технологий, представленных в государственных образовательных стандартах и квалификационных  характеристиках.

Основываваясь на личностно-ориентированном подходе, мы вы­делили следующие педагогические цели в процессе формирования академической мобильности будущих учителей информатики:

-       развитие личности будущих учителей информатики, подготовка их к комфортной жизни в условиях информационного общества;

-       реализация социального заказа, обусловленного глобализацией современного образования и интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство;

-       интенсификация процесса самообразования;

-       стимулирование межкультурной коммуникации.

При формировании содержания образовательной программы учитывались следующие принципы: гуманизации, профессиональной целесообразности, самообучения, преемственности, непрерывности, диалогического общения. Кратко охарактеризуем их.

Принцип гуманизации рассматривается нами как основа гуманизации взаимоотношений между участниками процесса формирования академической мобильности: признание ценности человека как личности, сотрудничество и сотворчество превалирует над авторитарным воздействием. Он регламентирует отношения преподавателя и студента и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете преподавателя и совместном сотрудничестве.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм в процессе формирования академической мобильности будущих учителей информатики с учетом особенности выбранной ими специальности, с целью формирования профессионально значимых качеств, знаний и умений.

Принцип самообучения реализовывался через самостоятельное приобретение будущими учителями информатики профессиональных знаний, умений, навыков, через самостоятельное расширение их кругозора, через усвоение ими новой информации и постоянном обогащении их творческого потенциала.

Принцип преемственности проявляется в непрерывности процесса формирования академической мобильности будущих учителей информатики, когда каждая новая ступень обучения опирается на предыдущую и готовит к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и других способностей. Посредством преемственности достигалась целостность образовательного процесса и его восходящий характер. Что позволило подготавливать будущих учителей информатики к переходу на новый этап процесса формирования академической мобильности.

Принцип непрерывности проявляется в последовательном расположении, находящихся друг за другом образовательных программ выделенных нами учебных дисциплин, обеспечивающих процесс формирования академической мобильности будущих учителей информатики средствами ИКТ. В этом случае непрерывность выступает как характеристика включенности будущих учителей информатики в процесс формирования академической мобильности на всех его этапах.

Принцип диалогического общения предполагал создание условий субъект-субъктных взаимоотношений. Они характеризуются равноправием субъектов общения, толерантным отношением к мнению другого человека. Использование данного принципа способствовало созданию ситуаций свободной коммуникации между участниками образовательного процесса, способствующей формированию способности оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты и адаптироваться к иному образовательному пространству.

В основу построения учебной программы по формированию академической мобильности будущих учителей информатики положен блочно-модульный подход. Она состоит из пяти теоретических блоков и четырнадцати технологических блоков. Каждый из блоков развивает тот или иной компонент академической мобильности будущего учителя: гностический, мотивационный и деятельностный.

Для деятельностного компонента нами было выпущено учебное модульное пособие «Интернет-технологии для будущих учителей информатики». Модули содержат в себе учебные элементы, освоение которых направлено на формирование знаний и конкретных практических умений. Каждый модуль ориентирует содержание подготовки от простого к сложному.

Теоретические блоки направлены на понимание социальной значимости академической мобильности и совершенствование теоретических знаний в области информационных и коммуникационных технологий.

Необходимо отметить, что первые семь технологических блоков предположительно уже знакомы будущим учителям информатики из предыдущих курсов, но в нашем случае программное обеспечение к этим блокам дается на английском языке. Задача в данном случае ставится такая: адаптировать будущих учителей информатики к пониманию основных терминов, клише и системных сообщений на английском языке.

Выделен обязательный минимум содержания курсов: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерное моделирование», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии», направленных на формирование академической мобильности будущих учителей информатики.

Будущий учитель информатики должен знать:

-       знание нормативной базы международных соглашений в области высшего образования;

-       знание системы нормативно-правового обеспечения академической мобильности;

-       знание об особенностях системы высшего образования европейского образовательного пространства.

Будущий учитель информатики должен иметь практические навыки работы:

-       с веб-браузерами;

-       по скачиванию информации и управлению различными видами файлов;

-       с системами машинного перевода и электронными словарями;

-       с интерактивными программами;

-       по созданию и размещению веб-сайтов;

-       с информацией на иностранном языке.

Блочно-модульный принцип проектирования учебных курсов позволяет варьировать содержание модулей в зависимости от количества учебного времени, исходя из реальных возможностей конкретного учебного заведения, а уровень содержания технологического компонента определяется, прежде всего, наличием материально-технической базы, программного и методического обеспечения.

Однако, как известно, профессиональная подготовка, особенно педагогическая, может быть осуществлена в результате усвоения суммы знаний и получения практических навыков в предметной и технологической областях.

Изучение дисциплин: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерное моделирование», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии» выступает в качестве необходимого, но не достаточного условия формирования академической мобильности будущих учителей информатики.

Именно поэтому в структуру подготовки будущих учителей информатики включена работа над курсовой и дипломной работами как виды деятельности, достаточно объективно отражающие уровень академической мобильности и требующие непосредственной реализации профессиональных умений. Тем самым создаются дополнительные предпосылки для успешного решения поставленной задачи и более объективной оценки полученных результатов.

Итак, в структуру подготовки будущих учителей информатики входит не только разработанные нами учебные курсы по формированию академической мобильности будущих учителей информатики, но и в совокупности все те знания, умения и навыки, которые получает будущий учитель информатики в течение всей своей образовательной деятельности в педвузе.

Таким образом, на базе анализа внутрипредметной значимости каждого из содержательных элементов методической системы и межпредметной практической значимости содержательных модулей была разработана структура базовых блоков методической системы, в основе которой лежит интеграция  профессиональной подготовки будущих учителей информатики с подготовкой в области иностранного языка и осуществление преемственности  в содержании обучения.

PDF