КОМПЬЮТЕР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Основы дистанционного образования

6 октября 2011 г.

Авторы: Альбрехт Ксения Николаевна

К. Н. Альбрехт

КОМПЬЮТЕР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Звук, цвет, изображение.
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение,
Ты по-английски говоришь!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И повторит хоть сотню раз.
На экране - мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты не просто наблюдатель,
А участник и герой!

Применение новейших средств инновационных технологий на уроках иностранного языка приобретает все  большую актуальность, ибо способствует повышению мотивации учения, реализации дифференцированного подхода к обучению, его индивидуализации и интенсификации, повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся и контроля знаний, умений, навыков по предмету. Компьютер как средство обучения, раскрывая резервы учебного процесса и личности обучающихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ. Компьютеризация учебного процесса рассматривается отечественными и зарубежными методистами как один из факторов оптимальной организации обучения. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработки новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Каждый ребенок имеет свой любимый предмет, который должен помочь в открытии возможности использования современных компьютерных технологий.

Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личносто-ориентированный подход, противоположный знаниевоориентированной безличной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Э
то способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Именно применение инновационных технологий на уроках иностранного языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации обучающихся.

При этом каждый учитель, применяющий информационно-коммуникативные и компьютерные технологии или проектную деятельность с использованием мультимедийной презентации Power Point на уроках иностранного языка, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

  1. концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  2. системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей целостность);
  3. эффективность: гарантируя результаты, соответствующие ФГОС;
  4. гибкость: возможность вариации в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
  5. динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  6. воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.

Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методики: «Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видеопрограмм, да и лучше самого учителя никто не научит». Возможно, они и правы. Но никто не говорит, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютер имеет свои преимущества. Он позволяет осуществить индивидуальный подход к обучающимся, компьютер занимается с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учебе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных обучающихся. Обучающиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентирую обучающегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний проводится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Казалось, цель создателей этих обучающих программ достигнута: обучающийся может обойтись без учителя.

Такой подход к процессу обучения легко объясним. Однако, на деле все гораздо сложней. Внедрение компьютерных образовательных технологий в массовую школу показывает, что роль педагога по - прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечит целостность и системность в обучении.

В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию компьютерных и информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как не своего конкурента, а как на более совершенный по сравнение с другими средствами обучения инструмент.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому школьнику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личносто-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способности детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у обучающихся.

Существующие сегодня CD-ROM диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого обучающегося. При обучении аудированию, каждый обучающийся получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый обучающийся может произносить фразы на иностранном языке в микрофон. При обучении грамматическим явлениям - каждый обучающийся может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является мало эффективным.

Вопрос применения новых информационных технологий все чаще обсуждается в школах и образовательных учреждения. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

В заключении необходимо подчеркнуть самое главное: используя компьютерные технологии, учитель стимулирует обучающегося к дальнейшему самостоятельному изучение языка.

 Список литературы

  1. Азимов Э.Г. материалы Интернет на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. 2001. -№1. С.45-50
  2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - Изд-во «Союз». - СПб., 2001. - 192 с.
  3. http://www.internetpoliglot.com
  4. http://www.virtlab.ru
PDF