Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Авторы: Э. Г. Елина, В. С. Ильина, С. В. Телепова
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

УДК 377

С. В. Телепова, В. С. Ильина, Э. Г. Елина

S. V. Telepova, V. S. Ilyina, E. G. Elina

Телепова Светлана Викторовна, Ильина Виктория Сергеевна, преподаватели ГПОУ КузТСиД им. В. А. Волкова, г. Новокузнецк, Россия.

Елина Элина Геннадьевна, преподаватель ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А., член Союза художников России, г. Новокузнецк, Россия.

Telepova Svetlana Viktorovna, Ilyina Victoria Serqeevna, college teachers of Kuznetsk College of service and design (KuzTSaD) named by Volkov V.A., Novokuznetsk, Russia.

Elina Elina Gennadievna, college teachers of of Kuznetsk College of service and design (KuzTSaD)named by V. A. Volkov, a member of the Union of artists of Russia, Novokuznetsk, Russia.

ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ENGAGING YOUTH TO THE ORIGINS OF FOLK ART

Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «народное творчество» в декоративно-прикладном искусстве. Статья ориентирована на широкий круг аудитории, может быть интересна преподавателям разного профиля, обучающимся. Обобщен новый материал по теме, исследована практическая деятельность мастеров Кемеровской области, особенности традиционных ремесел и промыслов Кузбасса. Авторы статьи пришли к выводу, что приобщение к культуре имеет немаловажное значение в системе эстетического и художественного воспитания молодежи, занятия творчеством способствуют развитию гармоничной личности.

Abstract. The article reveals the concept of "folk art" in decorative arts» It is focused on a wide range of audiences; it may be of interest to teachers of different profile as well as to the students. New material on the theme is summarized in the article, the practical activity of masters of Kemerovo region is studied. The history and development of Kuzbass traditional crafts and trades is investigated on the example of masters formation. The authors of the article came to the conclusion that enculturation is of great significance in the system of aesthetic and artistic education of youth, and art classes contribute much to the development of harmonious personality.

Ключевые слова: народное творчество, художественные промыслы, традиции, воспитание, проектная деятельность, практические занятия.

Keywords: folk art, crafts, traditions, education, project activities , practical exercises

Среди многих проблем современного народного творчества проблемы истинно народных традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние творческие споры, временами переходящие на уровень крупной республиканской дискуссии. Это – вечная тема, поскольку сама народная культура есть понятие вечное. Каждый творческий человек в своём творчестве – индивидуален. У каждого своё видение творчества, своё видение её проблем. Потому и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного творчества, прикладного искусства, тем большее разнообразие, актуальность и совершенство она приобретает. Причем актуальность не теоретического характера, но и практического, связанного с повседневной, современной жизнью во всём многообразии художественных промыслов и авторской самобытности.

Анализ литературы показал, что в структуру народной художественной культуры входят две основные части: народное художественное творчество (произведения народной музыки, пения, хореографии, устного народного творчества) и народное искусство, под которым принято понимать произведения традиционного декоративно-прикладного творчества [1, 2].

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы – от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное – это труд, приносящий доход [1].

Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов [2].

Разные виды народных промыслов определены той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Природа щедро одарила своими богатствами Кузнецкий край. Главные ее сокровища скрыты под землей, но и на ее поверхности найдется множество достоинств. Наравне с природными богатствами земля наша испокон веков славилась своими мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву [4].

Новокузнецк так же располагает творческим ресурсом большого числа народных мастеров, работающих в самых разных направлениях и видах традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Каждый мастер – индивидуальность, у каждого свой стиль, своя технология. Современные мастера, сохраняя традиции, создают самобытные произведения и представляют на выставках и ярмарках разнообразную продукцию декоративно-прикладного искусства [3].

Декоративно-прикладное искусство является предметом национальной гордости, одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души, прививается любовь к своему краю. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство обучающихся с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами [4].

Ведь 21 век – информационный век, так называют это столетие. Мир изменился с появлением информационных технологий, которые облегчили жизнь человека. Даже сравнивая нынешнее десятилетие и конец двадцатого века, удивишься преображению мира. Сейчас за нас всё делают машины, и повсюду окружает электроника. Человеку стало легче жить, потому что физическую работу, которую он раньше исполнял, теперь выполняет машина, робот. Прошлое уходит, и новые информационные технологии занимают первое место в нашей жизни. Действительно, на протяжении всего жизненного пути человечества от древнейших времён до наших дней, стиль жизни постоянно менялся. Так, например, переход от каменных орудий к железным, или от ручной работы к машинной.

И принято считать, что нынешнее поколение, привыкло к удобству и легкости жизни, привыкло к такому миру, где все, что нужно уже открыто и доказано, где всё готово, и остаётся только жить. Получается им просто не интересно изучать что-то новое, и погружаться вглубь уже доказанного? Если им нужна будет информация, они ее легко найдут. Проблема как вызвать интерес у обучающихся охватил все образовательное пространство: школы, техникумы, вузы.

И здесь на помощь приходит творчество, проект, практика, то есть, то, что они сами могут сделать. А ведь это все может дать богатейшее народное, историческое искусство России. В современных изделиях живут те же образы, что и в старинных, живет память народа, его традиции. Тем самым в народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе. Задача педагога – направлять творческий процесс, ориентируя, на изучение образцов народного художественного искусства. Принцип ориентации на народное творчество заложен в основе содержания занятий различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; также через проведение экскурсий в мастерские мастеров, посещение выставок.

Привлечение народного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе образования имеет свои преимущества. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому программа образования ставит своими основными задачами: сформировать у обучающихся эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами и оборудованием, ценить красоту, воспитание на занятиях основано на развитии интереса и творческих возможностей [3].

Наш техникум богат народными умельцами, как среди студентов, так и преподавателей. Например, в течение нескольких лет, студенты занимаются под руководством преподавателей дизайна: О. Ю. Бондарь, Е. В. Лоор, А. В. Шершневой, К. С. Растворцевой, А. Г. Ермолович, В. С. Ильиной и других. Много интересных предметов декоративно-прикладного искусства выполнено в «Творческой мастерской «Дизайн среды»» под руководством преподавателя Л. Е. Децуры. Бывший преподаватель Т. Н. Николаева, художник и поэт, занималась со студентами созданием икон, декоративных композиций, вышитых бисером с добавлением золотой и серебряной нитей. Преподаватель Э. Г. Елина занимается со студентами керамикой, где изучают, традиционные дымковскую, каргопольскую и филимоновскую игрушки, следуя технологиям мастеров, традициям росписи и символики языческой Руси; изучают современные тенденции. Э. Г. Елина разработала серию мастер-классов по обучению декоративно-прикладному искусству.

В техникуме создан выставочный центр, где собраны для показа музейные предметы и коллекции. С целью знакомства с народным искусством, традициями и народными промыслами, собрана Музейная коллекция «Креативная палитра искусства и дизайна», выполненная руками студентов нашего техникума. Студенты занимаются дизайном; вышивкой, вязанием, бисероплетением, керамикой, изготовлением кукол в национальных костюмах и многим другим.

Студенты, различных специальностей, отделений – дизайна и рекламы, технологов-парикмахеров, модельеров одежды, флористики и прикладной эстетики, принимают участие в создании различных проектов, с которыми, занимают призовые места, как областного, так российского и международного уровней.

В итоге благодаря проектной деятельности у студентов возникает желание реализовывать свои творческие возможности, они стремятся к самосовершенствованию. Происходит формирование гармонически развитой и духовно богатой личности [3].

Список литературы

  1. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. [Текст] / В. Н. Молотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2010. – 288 с.
  2. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб. заведений [Текст] / П. И. Уткин, Н. С. Королева. – М.: Высшая школа, 1992. – 159
  3. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области: Культура в Кузбассе. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.depcult.ru/catalog/culture, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Земляки: Народные промыслы на карте России. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp, свободный. – Загл. с экрана.
Теги: народное творчество, художественные промыслы, традиции, воспитание, проектная деятельность, практические занятия, folk art, crafts, traditions, education, project activities, practical exercises

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация